С кем из родителей оставят детей после развода, если каждый из родителей в равной степени заботится о детях, и шансы обоих равны? Делюсь с вами результатами рассмотрения судом интересного дела из моей практики.
Мать (Юля) обратилась в суд с иском к отцу (Максиму) о расторжении брака, определении места жительства детей, порядка общения с детьми. Отец обратился к матери со встречным иском об определении места жительства детей, порядке общения детей с матерью.
Позиция матери: Истец и ответчик являются родителями двух несовершеннолетних. Возраст детей 7 лет и 4 года. Брачные отношения между супругами прекращены с марта 2021 года, дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. Полагает, что после расторжения брака дети должны проживать с матерью. Со дня рождения детей истец находилась с детьми, ухаживала за ними, занималась воспитанием, следила за их здоровьем, развитием, обучением, все годы была с ними, не расставалась. Сыновья растут вместе, общаются, посещают один детский сад, спортивную секцию.
Истец и ответчик проживают по разным адресам. Оба сына живут вместе с матерью, для них созданы необходимые условия для проживания, отдыха, игр, занятий. Истцу и ответчику не удается достигнуть соглашения об определении места жительства детей. Ответчик Максим постоянно оспаривает право матери жить вместе с детьми и воспитывать их. Истец не намерена препятствовать общению детей с отцом, лишать его возможности участвовать в воспитании, содержании, обучении детей. В настоящее время препятствий в общении не имеется, ответчик водит детей на спортивную тренировку, забирает их два раза в месяц на выходные. Однако, нередко ответчик отказывается возвращать детей матери, привозит их обратно, когда сам посчитает нужным. Просьбы матери следовать достигнутых договоренностей, соблюдать порядок общения, результатов не дают.
Требования матери:
Юля просит расторгнуть брак, заключенный с ответчиком, определить место жительства несовершеннолетних с матерью; установить порядок общения отца с детьми по следующему графику:
- каждый вторник и каждый четверг каждой недели месяца отец забирает обоих сыновей не позднее 17:30 часов из места их фактического нахождения и возвращает детей их матери в место ее проживания в тот же день не позднее 21:30 часов;
- каждую вторую и четвертую неделю каждого месяца отец забирает обоих сыновей в пятницу не позднее 17:30 часов из места их фактического нахождения и возвращает их матери в место ее проживания в воскресенье не позднее 16:00 часов;
- в Новогодние праздники отец каждый четный год 31 декабря в 16:00 часов забирает обоих сыновей с места их фактического проживания и возвращает их матери в место её проживания 03 января не позднее 21:00 часа;
- период с 07 июня по 22 июня каждого года сыновья проводят с отцом, отец забирает обоих детей из места их фактического нахождения 07 июня не позднее 10:00 часов и возвращает их матери в место ее проживания 22 июня не позднее 21:00 часа;
- при выборе места общения отец обязуется руководствоваться пожеланиями детей, их состоянием здоровья, рекомендациями врача, эпидемиологической обстановки;
- в случае организации отдыха детей за пределами г. Екатеринбурга отец обязуется не менее чем за пять дней до даты предполагаемого отъезда письменно путем направления сообщения на телефонный номер матери сообщить о времени отъезда, необходимых вещах, которые мать должна подготовить для детей, месте, где дети будут проводить время с отцом;
- Отец в период нахождения с ним детей организует беспрепятственное общение сыновей с мамой, в том числе, посредством видеозвонков.
Позиция отца: Истец и ответчик совместно не проживают, дети находятся попеременно с матерью и отцом по согласованному ими графику: по понедельникам и средам дети ночуют у матери, по вторникам и четвергам у отца, в пятницу, субботу и воскресенье дети ночуют по очереди: одну неделю у матери, другую у отца. Данный график был предложен ответчиком и принят истцом, так как наибольшим образом учитывал интересы детей и их родителей.
С момента согласования указанного графика истец придерживался договоренности и всегда своевременно передавал детей матери, за исключением случаев, когда они болели. Мать, напротив, регулярно нарушает график: оставляет детей у себя без каких бы то ни было объективных причин и абсолютно не учитывает желание детей поехать к отцу.
Отец полагает, что мать, проживая с детьми, не обеспечивает им надлежащих условий для воспитания и не может полноценно и в полной мере обеспечивать их потребности. Морально-психологической климат в семье ответчика создает неблагоприятные условия для проживания детей. Мать ведет себя агрессивно, общается с отцом исключительно в приказном тоне, полагает, что по всем вопросам, связанным с детьми, решения имеет право принимать только она. Мать регулярно дискредитирует отца в глазах детей, специально при детях в приказном тоне говорит о необходимости вернуть их, регулярно пытается задеть чувства отца.
Мать препятствует общению отца с детьми, регулярно нарушает согласованный график, утверждает, что истец должен возвращать детей на ночь, специально забирает детей раньше из детского сада, не пускает в квартиру по месту своего жительства, ставит возможность общения с детьми от предоставления ей денежных средств. Дети не считают квартиру, в которой живет мать своим домом, говорят, что хотели бы жить с отцом и ездить к матери в гости. Финансовое состояние отца, уровень доходов, график работы, жилищные условия позволяют наилучшим образом обеспечивать содержание общих детей, по месту жительства отца созданы условия для их полноценного воспитания и развития.
Также по мнению отца, крайне важным является негативный эффект от проживания взрослеющих детей мужского пола с матерью в одной комнате с ограниченным метражом. Данный факт не способствует здоровому формированию полового взросления сыновей.
Требования отца: Просит определить место жительства детей с отцом; определить следующий порядок общения детей с матерью:
- мать каждый вторник и каждый четверг каждой недели каждого месяца забирает обоих детей из места их фактического нахождения (детского сада, школы в соответствии с расписанием данных учебных заведений) и возвращает их отцу в место его проживания в тот же день не позднее 19:00 часов; мать должна следить за выполнением детьми домашних заданий и прочих рекомендаций учебных заведений, в которые ходят дети;
- мать каждую вторую и четвертую неделю каждого месяца забирает обоих сыновей из места их фактического нахождения (детского сада, школы в соответствии с расписанием данных учебных заведений) и возвращает их отцу в место его проживания в воскресенье не позднее 16:00 часов;
- общение детей с ответчиком в праздничные дни (Новый год, рождество, день Победы) должно быть основано исключительно на желании каждого сына встретить праздник с папой или мамой;
- мать каждый год забирает обоих детей в период своего отпуска, который может быть разделен на две части по 14 календарных дней один раз в шесть месяцев, либо один раз в год 28 календарных дней, мать обязана уведомить отца о дате начала и окончания ее отпуска в письменном виде (через мессенджер или по электронной почте) за три месяца до начала отпуска, мать возвращает детей отцу в последний день своего отпуска не позднее 16:00 часов;
- общение матери с детьми происходит по месту жительства матери, либо на нейтральной территории.
Ход судебного заседания:
Мать в суде пояснила, что существующий на момент рассмотрения дела порядок общения детей с родителями неудобен, дети не знают, что такое дом. Мать длительное время не видит детей, не может отслеживать их состояние, внешний вид. Младший сын скучает по ней, старший переживает за то, что вынужден носить одну и ту же одежду. В доме отца для детей не оборудовано отдельное спальное место. В силу того, что в сентябре старший сын приступит к обучению в школе, мать полагает, что все учебные материалы должны находиться по месту постоянного жительства ребенка, сохранение существующего графика не будет отвечать интересам ребенка.
Отец высказал согласие с требованием о расторжении брака, признав иск в указанной части, в удовлетворении оставшихся требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, встречные исковые требования поддержал. Отец, при этом, пояснил, что место жительства детей должно быть определено с ним, поскольку он более ответственный, всегда занимался обеспечением детей, в то время, как мать не была обеспокоена этим вопросом, не работала длительное время.
Отец и дети имеют много общих интересов: футбол, рыбалка; жилищные условия отца наиболее благоприятны для проживания детей. Отец в отличие от матери лично занимается воспитанием детей, посвящает им всё свободное время, следит за состоянием здоровья, обеспечивает досуг, имеет возможность отлучаться с работы в случае необходимости. Старшему сыну некомфортно в доме матери.
Представитель опеки в своем заключении полагала возможным определить место жительства несовершеннолетних с матерью, а также определить порядок общения детей с отдельно проживающим родителем с учетом состояния их здоровья и режима дня. На основании представленных суду копии трудового договора, справки установлено, что оба родителя имеют постоянный заработок. Также в материалы дела представлены документы, согласно которым обе стороны добросовестно исполняют родительские обязанности: занимаются воспитанием детей, их материальным обеспечением.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий отца следует, что по данному адресу имеются удовлетворительные условия для проживания несовершеннолетних. Квартира, общей площадью 65 кв.м. состоит из двух комнат. В детской комнате находится кровать для старшего сына, диван, комод, много игрушек, детский стол. Для несовершеннолетних имеется одежда. В другой комнате находится шкаф, диван, на котором отец спит вместе с детьми, поясняя, что совместный сон необходим, поскольку младший сын еще маленький, а старший боится спать один в комнате.
В соответствии с представленным специалистом Управления социальной политики актом обследования, жилое помещение матери представляет собой трехкомнатную квартиру, площадью 56 кв.м, собственником которой является мать истца. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Мать с детьми занимает комнату, в которой расположены двухъярусная кровать для детей, диван для истца, шкаф и комод, в которых хранится одежда для несовершеннолетних, которая соответствует сезону, полу и возрасту, имеются игрушки. В других комнатах проживают мать и брат истца. В ходе беседы со специалистом Управления старший сын не смог ответить, с кем из родителей он желает проживать, сообщил, что с обоими, ребенок переживает распад семьи, любит бывать в гостях у отца, с удовольствием проводит время с ним и братом.
Таким образом, суд установил, что на момент рассмотрения дела, как истцом, так и ответчиком созданы надлежащие условия для проживания детей.
Оценивая сложившиеся взаимоотношения между родителями и несовершеннолетними детьми, их привязанность к каждому из родителей, нравственные и иные личные качества детей и родителей, суд назначил психологическую экспертизу.
В соответствии с заключением эксперта, для матери характерны индивидуально-психологические особенности: чрезмерная активность, независимо от обстоятельств, бурная деятельность, «плещущая через край» энергия без четкой направленности, хорошая коммуникабельность, постоянное стремление к поиску «острых ощущений», желание испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Однако, интересы матери, как правило, скоротечны, поверхностны, неустойчивы. Матери свойственны эгоцентризм, эмоциональная незрелость, ненадежность привязанностей. Настроение, чаще всего, приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает, и так же легко угасает её реакция гнева. Житейские трудности воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого ею легко обесценивается. Необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов не выявлено.
Отцу присущи: склонность к ригидной (негибкой) системе в подходе к решению различных жизненных проблем, смене настроения, постепенному накапливанию аффекта; конкретность мышления, излишняя детализация и педантизм, тенденция к упорному и активному насаждению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов с окружающими, зачастую — переоценка собственных удач и достижений, формирующих совершенную идею исключительности, склонность к соперничеству, ревности. Также свойственны: хорошая коммуникабельность, постоянное стремление к поиску «острых ощущений», желание испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов не выявлено.
Индивидуальные психологические особенности старшего сына развиваются в общепринятой норме. Мальчик способен ставить перед собой цель, удерживать ее и достигать результата. Спокойно относится к критике, старается исправить ошибки. Поведенческие проявления характеризуются эмоциональной уравновешенностью. Ребенку присущи мотивы достижения успеха, познания. Ребенок знает и применяет в коммуникациях моральные нормы (здоровается, вежливо обращается с просьбой, сдерживает чувства и эмоции).
Индивидуальные психологические особенности младшего сына также развиваются в соответствии с возрастными особенностями. В деятельности ребенка преобладают игровые мотивы, сильны мотивы поощрения и порицания (нуждается в положительной оценке деятельности). Мальчик проявляет инициативу при установлении контакта. Ориентирован на требования взрослых. Стремится к общению для получения информации.
Не доверять выводам эксперта, изложенным в заключении у суда оснований не имеется, поскольку они мотивированы, логичны, последовательны, в заключении содержится подробное описание состояния подэкспертных. Иными относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами выводы эксперта не опровергнуты, никем из участвующих в деле лиц, не оспорены. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу о том, что между детьми и каждым из родителей сложились конструктивные, доверительные детско-родительские отношения, эксперт констатирует надежный тип привязанности детей как к матери, так и отцу.
При равенстве прав родителей, потребности детей в обоих родителях, руководствуясь интересами детей, суд посчитал необходимым в настоящее время определить место жительства детей с матерью, исходя из следующих обстоятельств. Суд не усмотрел исключительных обстоятельств, в связи с которыми несовершеннолетние могут быть разлучены с матерью. Все доводы отца о необходимости определить место жительства детей с ним основаны на его приоритете в вопросах обеспечения детей, создания для них жилищных условий, неспособности матери в полной мере лично заниматься воспитанием сыновей, а также желании старшего сына, которому некомфортно в доме матери. Между тем, суд отнёсся к указанным доводам отца критически.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела матерью обеспечены детям надлежащие жилищные условия, в том числе и близость дошкольного учреждения к месту жительства. Учебное заседание, которое будет посещать старший сын с сентября, также находится на близком расстоянии от многоквартирного дома, в котором проживает мать. Также судом установлено, что матерью исполняются родительские обязанности по воспитанию, развитию детей, обеспечивается контроль за состоянием их здоровья. В характеристиках на детей, выданных воспитателем и заведующим детским садом отмечено на вовлечение каждого родителя в дошкольную жизнь детей.
Оценивая возможность матери создать детям условия для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения) суд пришёл к выводу о том, что в настоящее время у истца с учетом графика работы (пятидневная рабочая неделя) имеется возможность самостоятельно доставлять детей в детский сад, откуда их вечером забирает мать истца, что не противоречит интересам детей. Таким образом, фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении матерью своих родительских обязанностей по отношению к сыновьям, не установлено.
Стиль воспитания матери, в целом, исходя из выводов эксперта, не обладает какими-либо отклонениями. Выявленные в ходе исследования индивидуально-психологические особенности матери, ее родительское отношение и особенности стиля воспитания в целом не оказывают негативного влияния на психическое состояние и развитие детей. Тип привязанности старшего сына к матери — надежный. Взаимоотношения эмоциональные, теплые, продуктивные (интеллектуально и творчески направленные). Система ценностей и установок матери относительно сына: гуманизм, демократия, свобода. Мать заинтересована в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность мальчика, доверяет ему.
В ходе обследования взаимоотношений младшего сына и матери также выявлен надежный тин привязанности мальчика к матери. Ранний возраст характеризуется особыми эмоционально окрашенными связями именно с матерью, что и проявляется в поведенческих установках ребенка. Мальчик прижимается к матери, ищет ее поддержки и участия. Младший нравится матери таким, какой он есть, она ощущает себя с ребенком единым целым, ощущает тревогу за ребенка. Мать стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Отцом, при этом, не представлено доказательств ущемления прав и интересов детей со стороны матери, что могло явиться основанием к удовлетворению его требований.
Оценивая доводы отца о том, что приоритетным при определении места жительства детей является их собственное мнение по данному вопросу, суд приходит к следующему. Действительно, в ходе проведения психологического исследования старший сын пояснил эксперту, что больше всего ему нравится жить у папы, потому что они вместе играют в прятки, догонялки, читают книжки, ездят с папой на зимнюю рыбалку. Между тем, суд полагает невозможным при рассмотрении настоящего спора руководствоваться лишь мнением старшего ребенка, поскольку он достиг возраста только 7 лет. Фактически, из выводов эксперта следует, что такое желание ребенка обусловлено активной реализацией отцом потребностей детей на данном возрастном этапе виде деятельности — игра. Мать же в большей степени уделяет внимание развитию познавательной деятельности детей, что является немаловажным на этапе подготовки старшего сына к учебной деятельности. Более того, экспертом отмечено на неспособность детей самостоятельно объективно определить свое отношение к отцу и матери в результате зависимости от родителей.
Суд посчитал, что в данном случае полноценное общение сыновей с матерью, столь важное для мальчиков их возраста, особенно для младшего, может быть достигнуто только в условиях совместного проживания с матерью. Раздельное проживание детей, при котором старший сын, указавший на то, что ему в большей степени нравится жить у папы, мог бы жить с отцом, а младший — с матерью, не отвечает интересам несовершеннолетних, поскольку, исходя из результатов судебной экспертизы, разрыв привязанности между мальчиками, сформированной по надежному типу, может являться травмирующим фактором, негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии и психическом развитии детей.
Разрешая требования матери об определении порядка общения отца с детьми, суд пришел к выводу, что предложенный матерью порядок общения отца с детьми не в полной мере соответствует интересам несовершеннолетних, в особенности интересам старшего сына, который желает проводить значительное количество времени с отцом.
На момент рассмотрения дела дети дважды на неделе в будние дни — вторник и четверг проводят время с отцом, остаются в его доме с ночевой. Такой порядок общения соблюдается родителями уже в течение года, дети, безусловно, привыкли к нему, не испытывают признаков негативного эмоционального состояния в связи с тем, что ночуют с отцом. Более того, в указанные дни старший сын посещает футбольную секцию, на занятия его сопровождает отец вместе с младшим сыном, занятия проводятся в месте, находящемся в непосредственной близости от дома отца, заканчиваются в позднее время, в связи с чем возврат детей в указанные дни матери суд полагает нецелесообразным.
Определяя время общения отца с детьми в выходные дни, суд также считает необходимым сохранить существующий порядок общения отца с сыновьями, при этом, обязав отца возвращать детей матери не позднее 19:00 часов воскресенья с целью возможности матери подготовить детей к началу новой учебной недели.
Результат рассмотрения дела
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд посчитал, что семья фактически распалась, дальнейшая совместная жизнь супругов невозможна и брак подлежит расторжению.
Также суд удовлетворил требование матери об определении места жительства детей с ней, поскольку это не влечет нарушения прав отца на общение с детьми и полноценное участие в их жизни. В данном случае желание старшего сына проводить время с отцом, оставаться с ночевкой в его доме будет полностью удовлетворено в процессе постоянного общения отца с сыном.
Учитывая, что между первоначальным и встречным иском имеется взаимосвязь, удовлетворение требований матери в указанной части повлекло невозможность удовлетворения встречного иска отца об определении места жительства детей с ним, порядка общения матери с сыновьями.
Требования матери о порядке общения отца с детьми удовлетворены частично. Определён следующий график общения:
- каждую первую и третью неделю каждого месяца со вторника до утра среды и с четверга до утра пятницы; отец забирает детей по вторникам и четвергам после окончания учебного времени в образовательном учреждении (школе, детском саду) и доставляет в образовательное учреждение в среду и в пятницу, откуда их забирает мать по окончанию времени пребывания; в случае если первая и/или третья неделя месяца приходится на каникулярное время, отец забирает детей во вторник и четверг из места их жительства не ранее 10:00 часов и возвращает в место их жительства не позднее 11:00 часов среды и пятницы, указанное время общения (с 10:00 часов до 11:00 часов следующего дня) может быть изменено родителями по согласованию;
- каждую вторую и четвертую неделю каждого месяца со вторника до утра среды и с четверга до 19:00 часов воскресенья; отец забирает детей по вторникам и четвергам после окончания учебного времени в образовательном учреждении (школе, детском саду) и доставляет в образовательное учреждение в среду и в пятницу; в случае если вторая и/или четвертая неделя месяца приходится на каникулярное время, отец забирает детей по вторникам и четвергам из места их жительства не ранее 10:00 часов и по средам возвращает в место их жительства не позднее 11:00 часов, указанное время общения (с 10:00 часов до 11:00 часов следующего дня) может быть изменено родителями по согласованию;
- в каникулярное время отец вправе проводить с детьми совместный отпуск, включая отпуск за пределами границ Российской Федерации, продолжительностью не менее 14 календарных дней; о намерении провести отпуск с детьми, месте отдыха и его продолжительности отец уведомляет мать любыми доступными средствами связи не позднее, чем за пять дней до начала отпуска;
- каждый четный год отец забирает детей из места их жительства 31 декабря в 16:00 часов и возвращает в место жительства не позднее 21:00 часа 04 января.
Отец вправе осуществлять общение с детьми по указанному графику с учетом желания и состояния здоровья детей, по своему месту жительства, в местах по своему усмотрению без присутствия матери детей. Отец в период нахождения с ним детей обязан обеспечить их беспрепятственное общение с матерью, в том числе, посредством видео звонков. Общение отца с детьми по установленному графику прерывается на период выезда матери с детьми к месту отдыха. При таком порядке общения каждый из родителей будет проводить с детьми практически равное количество времени, что позволит, как организовать совместные досуговые мероприятия, так и уделить внимание учебному процессу.