Раздельная оплата коммунальных услуг собственниками жилого помещения – это система оплаты, при которой каждый собственник оплачивает коммунальные услуги непосредственно по своему потреблению.
Эта система получила широкое распространение во многих странах и стала популярной из-за своей справедливости и эффективности.
Раздельная оплата коммунальных услуг позволяет собственникам жилых помещений распределять затраты на коммунальные услуги справедливо и пропорционально их фактическому потреблению. Каждый собственник оплачивает только за те услуги, которые он использовал, и сумма платежа зависит от объема потребляемых ресурсов.
Содержание статьи:
- Что такое лицевой счет?
- Раздел лицевого счета между собственниками
- Раздел лицевых счетов в муниципальной квартире
- Судебная практика по разделу лицевых счетов
Что такое лицевой счет?
Лицевой счет на квартиру – документ, который включает в себя информацию о размере начислений, сумме задолженности, оплате коммунальных услуг и другие важные данные. Каждая семья может получить доступ к своему лицевому счету через портал управляющей компании или почтовый ящик, где регулярно отправляются счета и уведомления о задолженности. Основная цель введения лицевого счета на квартиру состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость в расчетах за жилищно-коммунальные услуги. Каждая семья имеет свой индивидуальный лицевой счет, на который начисляются все платежи по коммунальным услугам, таким как: электричество, отопление, вода, газ и другие.
Оплата коммунальных услуг производится путем перечисления денежных средств на лицевой счет. Семьи могут выбрать удобный для них способ оплаты — наличными, банковским переводом или электронными платежными системами. Каждый платеж регистрируется на лицевом счете и учитывается в общей сумме задолженности. Одним из преимуществ использования лицевого счета на квартиру является возможность контроля за расходами на коммунальные услуги. Путем регулярного отслеживания состояния своего счета, семьи могут следить за своими расходами и принимать меры по их сокращению, например, снижать потребление энергии или воды.
Кроме того, лицевой счет на квартиру позволяет избежать споров или недоразумений, связанных с расчетами за коммунальные услуги. В случае возникновения расхождений между начислениями и фактическими показаниями счетчиков, семьи могут обратиться к управляющей компании и предоставить доказательства своей правоты, основываясь на данных с лицевого счета. Также лицевой счет на квартиру может быть полезен при продаже или аренде жилого помещения. Потенциальные покупатели или арендаторы могут ознакомиться со счетом и узнать информацию о расходах на коммунальные услуги за предыдущие периоды. Это может помочь им принять правильное решение и планировать свой бюджет.
Раздел лицевого счета между собственниками
Кроме того, для управляющей организации сложность выставления лицевого счета для каждого собственника и каждого потребителя состоит в том, что у квартиры есть один прибор учета на потребление коммунальных ресурсов. Например: один по горячей воде, один по холодной и так далее. Соответственно, каким-то образом надо будет разделять показания этих приборов учета среди всех проживающих собственников и пользователей. И как это технически сделать, в какой пропорции между ними это всё делить, конечно же, непонятно. Поэтому практика такова, что управляющая организация выставляет лицевой счет на конкретную квартиру, а не на конкретного собственника.
Раздел лицевых счетов в муниципальной квартире
Нередко наниматели, проживая под одной крышей муниципальной квартире, не могут найти между собой согласие о том, кто и сколько должен платить за жилищно-коммунальные услуги. Бывает так, что много бывших членов семьи нанимателя продолжают быть зарегистрированными в квартире, не проживают там и не оплачивают жилищно-коммунальные услуги. В этом случае один ответственный наниматель несёт все расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Такой наниматель задаёт вопрос, что же делать, чтобы определить конкретно какой я должен нести размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Куда обратиться, чтобы разделить ордера?
Вообще, для муниципальных жилых помещений не установлена возможность раздела ордера или же финансового лицевого счета. Судебная практика исходит из того, что раздел лицевых счетов в муниципальной квартире является изменением договора найма жилого помещения.
Для граждан, имеющих право пользования жилым помещением по договору социального найма, раздел лицевых счетов в муниципальной квартире невозможен в принципе, поскольку это не предусмотрено действующим жилищным законодательством РФ.
Жилищный кодекс не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма.
Cобственником муниципальных помещений является орган местного самоуправления, и совершать какие-либо действия, связанные с изменением статуса жилого помещения или изменением договора социального найма, без участия органа местного самоуправления невозможно. Поэтому получить согласие администрации на такие действия придется.
Что здесь можно сделать добросовестному нанимателю?
Можно заключить соглашение со всеми бывшими членами семьи и определить размер расходов каждого такого члена семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку каждый бывший член семьи нанимателя должен нести расходы на оплату ЖКУ самостоятельно. Этот вариант предусмотрен пунктом 30 Постановления Пленума Верховного суда России от 02.07.2009 N14. Обратите внимание: это не соглашение о разделе лицевого счета, а соглашение о распределении расходов на оплату ЖКУ.
Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке. Раздел лицевого счета через суд предполагает обращение нанимателя либо бывшего члена семьи в суд с иском со следующими требованиями:
- определить порядок и размер участия в оплате коммунальных услуг и обслуживания жилья;
- возложить обязанность заключить отдельные соглашения и выдать отдельные платежные документы.
Заявлять нужно именно такие требования, поскольку определение порядка оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с разделением единого платежного документа на их оплату является лишь способом исполнения обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, если заявить в иске требование о разделе лицевого счета в муниципальной квартире, то в иске отказано всё равно не будет, поскольку суд выяснит, что за требованием истца о разделении лицевого счёта стоит желание выделить долю в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, когда имеется спор о суммах и способах оплата коммунальных платежей, суд может вынести решение, в котором установит способы и порядок оплаты коммунальных платежей нанимателями муниципальной квартиры. Прохождение судебной процедуры позволит значительно сократить расходы на оплату ЖКУ, если в квартире проживает много людей, но кто-то из них жилищно-коммунальные услуги не оплачивает.
Кроме того, если вы будете нести расходы по отдельному платежному документу, который вам на основании решения суда должен быть обязательно выдан, то санкции, которые могут наступить, если другие члены семьи не оплачивают жилищно-коммунальные услуги, вас не коснутся.
Судебная практика по разделу лицевых счетов
Кировский районный суд г. Кемерово Кемеровской области. Дело 2-629/2023.
В Кемеровской области мужчина обратился в суд с иском к управляющей компании о разделении лицевого счета на оплату коммунальных услуг. Истец являлся долевым собственником в отношении трёх жилых помещений. Ранее он уже обращался в управляющую организацию с заявлением о разделении лицевых счетов для оплаты коммунальных услуг. Управляющая организация ответила ему отказом. Мужчина решил через суд обязать УК заключить с ним и другими сособственниками жилых помещений отдельные соглашения, открыть отдельные финансовые лицевые счета и выдавать отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг. Представитель УК в суде пояснил, что разделение лицевых счетов возможно только с согласия всех собственников.
Разрешая исковые требования суд указал, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). Поскольку собственники спорных жилых помещений имеют самостоятельные источники доходов, ведут раздельное хозяйство, не желают в письменном порядке обратиться с заявлением в управляющую организацию о разделе лицевых счетов, соглашение относительно порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги между сторонами не достигнуто, суд посчитал необходимым удовлетворить исковые требования.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области. Дело 2-1359/2023.
В Самарской области мужчина обратился с иском в суд к своему родному дяде с требованием разделить лицевые счета по оплате за электроэнергию и за газоснабжение.
Истец являлся собственником половины жилого помещения. Его дядя — собственник второй половины. Ранее решением суда уже были определены порядок и размер участия обоих собственников в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, однако про раздельную оплату за газ и электроэнергию стороны ранее в суде не заявляли. Суд согласился с исковыми требованиями и обязал ПАО «Самараэнерго» и ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» заключить с истцом и ответчиком отдельные соглашения на оплату газоснабжения и электроснабжения в размере принадлежащих каждому 1/2 доли в квартире с оформлением отдельных платежных документов.
Бурейский районный суд Амурской области. Дело 2-160/2023.
В Амурской области суд, разрешая иск о разделе лицевого счета между двумя собственниками, указал, что в действующем жилищном законодательстве не прописан чёткий порядок действий по разделению лицевого счёта. Однако, по требованию собственников, лицевой счёт может быть разделён. Раздел лицевых счетов в муниципальных или приватизированных квартирах в рамках жилищного законодательства Российской Федерации определен как выделение доли в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и производится в судебном порядке. Собственник вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
Ответчик не производила оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с чем вносить плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества в полном объеме вынуждена была истец. Поскольку лица, проживающие в спорном жилом помещении, не пришли к обоюдному соглашению об определении порядка оплаты коммунальных услуг и услуг ЖКХ за помещение, то вышеназванные расходы должны быть определены судом с учетом приходящихся на них долей. Ответчик требования Истца признала. В результате суд определил порядок и размер участия в оплате коммунальных услуг и обслуживании жилья в квартире между собственниками в равных долях от общего размера оплаты, по 1/2 каждому собственнику.
Долинский городской суд Сахалинской области. Дело 2-36/2024.
Суд не согласился с доводами энергоснабжающей организации о невозможности определения размера потребления коммунального ресурса между нанимателем и бывшим членом семьи нанимателя жилого помещения при наличии одного прибора учета в квартире. Суд указал, что действительно, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен один договор энергоснабжения (п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012).
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит запрета выдачи платежного документа на оплату коммунальных услуг, учитываемых по прибору учета, исходя из приходящейся на нанимателя и бывшего члена семьи нанимателя доли общей площади жилого помещения, поскольку такой способ не влечет изменения размера платы за коммунальную услугу, рассчитываемую исходя из объема потребленной электроэнергии, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).