Как сделать перерасчет за отопление, если температура в квартире не соответствует нормативам? Как действовать собственникам и управляющим организациям в подобной ситуации?
Нормативы отопления и других коммунальных услуг определены в приложении No1 к постановлению No354. В разделе, посвященном отоплению, указано, что нормативная t в жилом помещении составляет +18 , а в угловой комнате — +20. Однако есть регионы, для которых установлены другие нормативы в соответствии со СНиП 23-01-99. В этих регионах нормативная t для помещений составляет +20 и +22 в угловых комнатах. Найдите свой регион и проверьте, какая нормативная t установлена для вас.
Содержание статьи:
- Перерасчет платы за отопление по 354 постановлению
- Перерасчет за отопление по 354 Постановлению в примерах
- Порядок действий собственника для получения перерасчета за отопление
- Разграничение ответственности между УК и РСО
Перерасчет платы за отопление по 354 постановлению
Чтобы обратиться к управляющей организации (УО) с требованием о перерасчете за отопление, нужно определить температуру в квартире и соответствует ли нормативам ваше ощущение холода или жары. Для этого управляющая организация или ресурсоснабжающая организация (РСО) замеряет температуру. В случае прямых договоров между собственниками и РСО, УО приглашает на замеры РСО. При отсутствии прямых договоров с собственниками в замерах участвуют как минимум два участника:
- жильцы, которые не обязательно являются собственниками;
- управляющая организация.
Если коммунальные услуги оказываются по прямым договорам, то есть три участника:
- ресурсоснабжающая организация;
- управляющая компания;
- собственник квартиры.
Эти лица в составе комиссии составляют акт о температуре внутри помещения.
Порядок проведения замеров
Правила проведения замеров установлены в 354-м Постановлении. Необходимо сделать два замера. Первый замер делается в плоскостях жилой комнаты, в самой большой жилой комнате. Если у вас их несколько, то это первая плоскость, рядом не менее чем на 0,5 м от обогревающих элементов на полу. На полу кладется градусник, и второй замер делается в середине комнаты, на пересечении диагонали этой комнаты, в самой, серединной точке на высоте 1 м от пола. Делаем эти два замера и получаем среднюю t внутри помещения. Фиксируем её в акте и сравниваем с нормативной t, установленной в 354-м Постановлении.
Если температура не соответствует норме, то собственнику положен пересчёт. Собственник обращается в управляющую компанию с заявлением о ненормативной температуре. Это можно сделать через аварийно-диспетчерскую службу или, например, в письменном виде или через ГИС ЖКХ.
Обратите внимание, что законодатель указывает о допустимых отклонениях от нормативной температуры. Законодатель говорит о том, что отклонение на понижение запрещено и не устанавливает никаких пределов. Отклонение на превышение нормативной температуры может быть на 4 градуса. Поэтому, если, например, в Пермском крае нормативная t для обычной комнаты составляет 20, то отклонение на 4 будет означать, что нормативной t будет считаться температура от 20 до 24. Если у вас температура ниже нормативной установленной t, вы будете получать перерасчет за отопление. Если у вас температура выше, но в пределах 4, вы не получаете пересчёт. Если у вас температура выше за пределами этих допустимых 4, то вы также получаете пересчёт.
Градусник для замеров, должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТом 30494-96. Градусник должен быть сертифицирован, иметь паспорт и пройденную поверку. Обычно у собственников такого градусника нет. Он есть у управляющих организаций.
Если управляющая компания отказывается проводить проверку, собственник может провести ее сам. Для этого есть 2 часа, чтобы согласовать время проведения замеров в квартире. Если время не было согласовано в течение этих двух часов, собственник может составить акт в одностороннем порядке с участием не менее двух свидетелей – соседей по дому. Акт с требованием перерасчета за отопление составляется в таком случае в одностороннем порядке и отправляется в управляющую компанию или РСО (при прямом договоре). При этом, требования к градуснику также относятся к собственнику, поэтому ему придется взять его в аренду.
Рекомендация для управляющей организации: при составлении акта нужно соблюдать правила замера температуры, осмотреть помещение собственника. Может быть, ситуация с ненормативной температурой возникла из-за незаконного переустройства системы отопления, неправильного содержания окон или других действий собственника. Если по факту причина ненормативной температуры не в действиях управляющей компании, а в действиях собственника, это нужно отразить в акте. Тогда в пересчёте за отопление можно собственнику отказать.
Перерасчет за отопление по 354 Постановлению в примерах
Пересчёт производится за каждый градус превышения или снижения температуры, а также за каждый час такого превышения или снижения. Сумма перерасчета составляет 0,15% от начисленной суммы за месяц. Обратите внимание, что УО не может ежечасно замерять температуру 24 часа в неделю или месяц. Это нереально. Поэтому считается, что в тот час, когда были произведены замеры, t была снижена на 2 градуса, а снижение t на 2 градуса недопустимо.
Если УО не будет замерять температуру несколько месяцев, то все эти месяцы будут учтены при перерасчете. Однако, если суммарное количество градусов и часов в месяц приведет к тому, что пересчёт уйдет не только в минус всей начисленной сумме, но и больше, например, вам начислено 5.000 руб., а перерасчет аж на 8000 руб., то перерасчет будет только на эти 5.000 руб. про оставшиеся 3.000 руб. можете забыть.
Образец заявления на перерасчет коммунальных услуг за отопление
Порядок действий собственника для получения перерасчета за отопление
Шаг 1. Обратиться в УО. С этого момента обращение будет считаться началом перерасчета за отопление, если в результате замеров будет выявлена ненормативная температура.
Шаг 2. Составляется акт.
Шаг 3. Предъявить управляющей организации заявление на перерасчет за отопление с предоставлением этого акта. Если управляющая организация не участвовала в его составлении, то у нее уже есть этот акт, а второй экземпляр у вас.
Шаг 4. Получение перерасчета в следующем месяце. Если перерасчет за отопление не получили, обращайтесь в жилищную инспекцию с заявлением о нарушении ваших прав на пересчёт.
Однако, если вы не выполнили все эти этапы и просто требуете у управляющей организации перерасчет, у вас ничего не выйдет. Перерасчет — следствие процедуры, и соблюдение этой процедуры обязательное основание для пересчёта оплаты.
Разграничение ответственности между УК и РСО
Если жители будут жаловаться в жилищную инспекцию о ненормативной температуре, проблемой станет температура, которая до сих пор не установлена в рамках норматива. Управляющая организация, помимо перерасчета как штрафной санкции, рискует получит еще и штраф по КоАП за ненормативное предоставление коммунальных услуг.
Как быть управляющей организации, если не она отвечает за отопление в квартире? Ведь по большому счету это ресурсоснабжающая организация предоставляет ресурс ненадлежащего качества. Например, на вводе уже пришел ресурс ненормативного качества.
Нормативы и качество отопления определяются в виде температуры внутри помещения собственника. Однако, в отношениях между УО и РСО, качество определяется не как температура в помещении, а как температура теплоносителя, который поступает в МКД. Эта температура должна соответствовать температурному графику, который установлен договором ресурсоснабжения.
В случае нарушения качества теплоносителя, для собственника делается перерасчёт за отопление по постановлению No354. В отношениях с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания, ТСЖ или ЖСК могут требовать от РСО перерасчёта из-за некачественного теплоносителя. Однако, каков размер этого перерасчёта? Законодательство не даёт однозначного ответа. Нет установленных нормативов на температуру теплоносителя и требований к перерасчёту за нарушения.
Получается, что управляющие организации не защищены перед РСО и вынуждены прописывать штрафы в договоре, что маловероятно. Или требовать перерасчёта у РСО, который будет основан на суммарном перерасчёте, сделанном управляющей организацией для собственников. Поэтому, управляющая организация будет требовать от РСО не перерасчёта за некачественную услугу, а возмещения своих убытков из-за некачественно предоставляемого ресурса.
Судебной практики по этому вопросу не нашёл. Мало, кто хочет судиться с РСО, и быть первопроходцем в этом вопросе.