Рассказываю, какой штраф за непристегнутый ремень налагается на водителя и пассажира, каким образом фиксируется нарушение. Показываю на примерах из судебной практики эффективные и не очень способы как оспорить, обжаловать штраф за не пристёгнутый ремень.
Кроме того, найдете образец жалобы на постановление о взыскании штрафа и мою подборку судебной практики, включающей 100 актов, принятых по результатам рассмотрения жалоб автолюбителей.
Содержание статьи:
- Пристёгиваться? Спросили у Конституционного суда
- Обнаружение не пристёгнутого ремня безопасности
- Разграничение ответственности водителя и пассажира
- Фото и видеофиксация инспектором не пристёгнутого ремня
- Свидетели помогут?
- Отстегнулся, чтобы вытащить документы
- Ремень сломался, еду в автосервис ремонтироваться
- Одел футболку с рисунком в виде ремня безопасности
- Волшебная таблетка (100% способ)
- Жалоба на постановление ГИБДД
- Актуальная судебная практика
Пристёгиваться? Спросили у Конституционного суда
Часть автовладельцев специально не используют ремни безопасности, считая такую меру лишней. Штраф их не волнует. Конституционность п .2.1.2 ПДД проверена Конституционным судом (Определение 17.06.2010. N 927-О-О). По результатам рассмотрения жалобы автолюбителя, суд указал, что пункт 2.1.2 ПДД и ст. 12.6 Кодекса не устанавливают несоразмерные ограничения прав и свобод граждан, в том числе, оскорбляющие достоинство личности. Пункт 2.1.2 ПДД обеспечивает безопасность шофера, его способность управлять транспортным средством в экстраординарных ситуациях, возникающих в процессе дорожного движения. Ст. 12.6 Кодекса, предусматривая наказание за управление транспортным средством водителем, не использующим ремень, обеспечивает исполнение названной обязанности.
Законодатель использует систему наказаний, стимулируя граждан к добросовестному поведению. Владельцу машины, пассажирам важно исполнять требования правил дорожного движения, для сохранения собственных жизней и здоровья. Применение ремней снижает тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Быть пристёгнутым ремнем безопасности следует в процессе движения автомобиля.
Обнаружение не пристёгнутого ремня безопасности
Незастёгнутый ремень выявляется ИДПС и стационарными камерами фиксации несоблюдения ПДД. Число технических средств, умеющих определять незастёгнутый ремешок, увеличивается, потому что они эффективны в идентификации нарушения, алгоритмы работы стационарных комплексов фиксации постоянно совершенствуются. Наличие на участках дорог установленных средств фиксации, работающих в автоматическом режиме, подавляет у шофёров желание попадать на постановление о штрафе. Передвигаясь с не пристёгнутым поводком, шоферюга может попасть в зону видимости, двух и более камер, расставленных друг от друга на определенном расстоянии.
Если каждая камера зафиксирует проезд с не пристёгнутой лямкой, владелец автомобиля получит постановление о штрафе. Количество постановлений будет соответствовать числу стационарных и мобильных комплексов, зафиксировавших нарушение. Презумпция «за одно и то же косяк — один штраф» в таком случае не работает, так как событие зафиксировано камерами видеонаблюдения в разных местах. Постановление придёт собственнику машины, так как электронные мозги камеры пока не умеют определять, кто именно сидит за рулём.
Сотрудники ГИБДД выявляют не пристёгнутый пояс у водителя или пассажира при непосредственном зрительном контакте. Однако это не всегда повлечёт штраф. Гаишник смотрит по ситуации, согласен ли бомбила с нарушением, какими доказательствами можно подтвердить произошедшее событие. Иногда из доказательств у гаишника имеются оформленные им рапорт, протокол либо постановление. С такой слабой доказательной базой – шофёр может подать жалобу, и в суде можно получить отмену постановления о назначении штрафа. Блюстителю правопорядка это не нужно, нет никакого желания терять время на участие в заседании по рассмотрению жалобы автовладельца.
Если неоспоримых доказательств вины рулевого, по мнению гаишника, достаточно, то постановление о штрафе оформят.
Во время движения автомобиля шофёр и пассажиры должны использовать ремни. Нюанс в том, что постановления со штрафами с камер пассажирам не приходят. Если комплекс зафиксировал не пристёгнутого пассажира, постановление и штраф получает собственник автомобиля за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями.
Разграничение ответственности водителя и пассажира
В ст. 12.6 Кодекса штраф установлен водителю в размере тысячи рублей.
Постановление и штраф выпишут и при:
- перевозке пассажиров, не пристегнутых ремнями, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности;
- управлении мотоциклом или мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме;
- перевозке на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах.
Деяния, предусмотренные ст. 12.6, не распределены законодателем по отдельным частям. Это создаёт определенные трудности в квалификации действий шофера и пассажиров.
Машину останавливает сотрудник ГИБДД, обнаруживает непристёгнутого водителя и перевозку незастёгнутого пассажира. Постановление с какой суммой штрафа следует выписать: 1000 руб. за единый факт нарушения, или 2000 руб. (по 1000 рублей за каждый факт)?
Разъяснений Верховного суда не имеется, однако практика придерживается следующего правила:
взыскание штрафа за каждый факт правонарушения в рамках ст. 12.6 неправомерно.
Независимо от количества и сочетания выявленных за один раз фактов, ездюк может понести наказание по ст. 12.6 в целом, один раз. Ответственность пассажира транспортного средства за неиспользование ремешка предусмотрена ч. 1 ст. 12.29 Кодекса и влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере пятисот рублей. Соответствующая обязанность закреплена в п. 5.1 ПДД. Штраф, накладывается постановлением отдельно на каждого пассажира. Если не пристегнутого поясной лямкой пассажира обнаружил гаишник, то пассажир получит постановление ГИБДД о штрафе по ч. 1 ст. 12.29 Кодекса либо предупреждение. А рулевого ждет штраф в 1 000 рублей по ст. 12.6 – за перевозку непристёгнутых людей в машине.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств (п. 22.9 ПДД). Нарушение требований к перевозке детей, установленных ПДД, влечет наложение штрафа в размере 3 000 рублей (ч. 3 ст. 12.23 Кодекса). Обязаны пристёгиваться все шоферюги, включая инструкторов, обучающих вождению, сотрудники правоохранительных органов.
Фото и видеофиксация инспектором не пристёгнутого ремня
Отсутствие у сотрудника ГИБДД фото или видео фиксации не пристегнутого ремня не всегда означает отсутствие вины шофёра. Обосновывать жалобу на постановление ГИБДД указанным доводом нет резона. Фиксация необходима, если нарушение выявляется работающими в автоматическом режиме техническими средствами, с функцией фото- и киносъемки, видеозаписи. Если нарушение обнаружено непосредственно блюстителем правопорядка — это основание для составления протокола и возбуждения административного производства. Затем постановлением шоферу налагают штраф. Практика исходит из следующего:
- В протоколе и постановлении фото и видеозапись не предусмотрены в качестве необходимого по ст.12.6 Кодекса доказательства вины.
- Показания средств фиксации в силу положений ст. 26.2 Кодекса не являются обязательными средствами доказывания
В то же время, осуществление сотрудников ГИБДД съёмки, подтверждающей событие нарушения, — весомое обоснование правомерности наложенного штрафа.
Свидетели помогут?
Судьи неоднозначно относятся к показаниям свидетелей, готовых подтвердить невиновность шофёра. Фразы в актах: «суд не принимает во внимание показания свидетеля», «суд критически относится к показаниям свидетеля», — отражение позиции людей в чёрных мантиях, не считающих показания свидетелей со стороны владельца авто объективными доказательствами его невиновности. В противовес показаниям свидетеля владельца авто у служителей фемиды имеются в распоряжении доказательства виновности автовладельца, бережно собранные сотрудниками ГИБДД в полноценный материал о привлечении к ответственности:
- протокол об административном правонарушении;
- постановление ГИБДД о назначении штрафа;
- рапорты ИДПС;
- материалы фото, видеосъёмки;
- постовая ведомость расстановки нарядов ДПС по маршруту;
- показания инспекторов ГИБДД, опрошенных в качестве свидетелей.
Поскольку на автомобиле вместе с шофёром передвигаются не посторонние для него люди, вопрос об их заинтересованности и желании помочь избежать привлечения к ответственности, также предельно ясен.
Планируя оспорить штраф за непристегнутый ремень, не следует полагаться лишь на свидетельские показания. Подобная тактика при подготовке жалобы может сработать, когда у гайца, кроме протокола нет иных доказательств вины.
Отстегнулся, чтобы вытащить документы
Часто автовладельцы пытаются уйти от грозящего им штрафа, обосновывая свои доводы тем, что изначально были пристёгнуты, а отстегнулись уже после остановки автомобиля гайцем, чтобы вытащить документы из бардачка. Единая позиция в практике относительно таких аргументов так и не сформировалась. Часть арбитров считает, что собственник автомобиля пытается таким образом уйти от штрафа. Другие служители правосудия учитывают детали и обстоятельства дела, например, темное время суток и отсутствие у инспектора объективной возможности видеть, был ли шофёр пристегнут ремнем.
Довод не сработает, если нарушение зафиксировано инспектором с помощью средств автоматической фиксации. В этом случае судья согласится с инспектором. В остальных случаях всё будет зависеть от внутреннего убеждения судьи, интерпретации им доказательств виновности и невиновности автовладельца. Поэтому мотивировка «Отстегнулся, чтобы достать документы из бардачка» имеет право на существование, поможет обжаловать постановление о штрафе за непристегнутый ремень, если это не входит в противоречие с позицией судьи, рассматривающего жалобу.
Ремень сломался, еду в автосервис ремонтироваться
Способ оспорить штраф за непристегнутый ремень может сработать, когда соблюдены следующие четыре условия:
- ремешок или его часть сломался;
- поясная лямка вышла из строя сегодня;
- неисправность возникла непосредственно в процессе движения;
- сотрудник ДПС убедился и подтвердил, что ремешок неисправен.
02.03.2018, ссылаясь на презумпцию невиновности, Верховный суд России вынес постановление (Дело N 8-АД18-1) в пользу жалобщика, отменил вынесенные решения и прекратил производство в связи с недоказанностью обстоятельств нарушения. В жалобе шофер заявил о необоснованности привлечения к ответственности. В пути следования сломался замок («защелка») ремня безопасности. Собирался проехать в автосервис, был остановлен нарядом ДПС.
Осмотрев лямку, ИДПС подтвердил: замок («защелка») сломан. В досудебной стадии разбирательства в ГАИ, а также в ходе разбирательства в различных судебных инстанциях заявитель жалобы последовательно ссылался на п. 2.3.1 Правил дорожного движения, предпринял меры к устранению неисправности в месте обнаружения, но, не сумев устранить её, следовал к месту стоянки и ремонта с соблюдением мер предосторожности. Нижестоящие инстанции не приняли доводов шофёра. Верховный суд при рассмотрении жалобы обратил внимание на аргументы жалобщика об отсутствии вины в проступке. Обстоятельства, на которые ссылался заявитель, подлежали исследованию, в том числе, путём допроса инспектора ДПС.
Особенность дела в том, что факт поломки замка ремня подтвердил на месте инспектор ДПС, и он же составил протокол. Но указанный сотрудник допрошен не был. Недоработка нижестоящих судов позволила успешно оспорить штраф за непристегнутый ремень. Фактически, госавтоинспекция наказала водителя за соблюдение Правил дорожного движения, а нижестоящие суды согласились с правильностью действий инспекции. Однако отсюда не следует, что если инспектор ДПС не допрошен, то можно рассчитывать на отмену судом штрафа. Практика в этом вопросе противоречива.
Одел футболку с рисунком в виде ремня безопасности
Способ представляет собой попытку обмануть зрение камеры фото видео фиксации. Метод не поможет. Система фиксации нарушений устроена и работает таким образом, что кроме камеры отсутствие пристегнутого ремня безопасности проверяется сотрудником ГИБДД. Аппаратура снимает порядка двадцати-тридцати снимков с высоким разрешением. Потом фотки попадают сотрудникам Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (сокращенно, ЦАФАП). Сотрудники центра просматривают снимки и определяют пристёгнут или нет шофер, выписывать штраф или нет.
Не камера, а сотрудники ЦАФАП решают, имеется ли событие нарушения. В ведении ЦАФАП находится:
- определение мест установки и демонтажа камер;
- оформление и отсылка штрафов нарушителям;
- работа с жалобами водителей.
Напяливая футболку с рисунком в виде ремня безопасности, водитель пытается обмануть не камеру, а человека, принимающего решение по штрафу и располагающего тремя десятками высококачественных снимков. Наивно полагать, что сотрудник ЦАФАП не отличит ремешок от черной полоски на футболке. Бывают, конечно, курьёзные ситуации. Екатеринбург. Банальный человеческий фактор. Газелист получил штраф за непристёгнутого ремнем плюшевого кота, приклеенного присосками к лобовухе.
Просматривал ли фотографии сотрудник ЦАФАП, допустивший выписку собственнику газели штрафа? В этом кадре прекрасно абсолютно всё:
- полуоткрытый капот Газели с бутылкой, просунутой под капот;
- кот на лобовом, мешающий обзору водителя;
- торчащий левый дворник;
- ДХО вместо противотуманок.
Помогайте камерам: контролируйте видимость ремня, поправляйте одежду. Избегайте черной верхней одежды. Приобретите накладку на лямку. Камеры и инспекторы ДПС перестанут быть головной болью.
Волшебная таблетка (100% способ)
Железное основание успешно оспорить штраф за непристёгнутый ремень — видеорегистратор с двумя активными камерами. Видеозапись с такого регистратора показывает одномоментно водителя, управляющего автомобилем с пристегнутым ремнем, и инспектора, тормозящего автомобиль в это же самое время. С такой видеозаписью вынуждены считаться ГИБДД и служители фемиды. Других эффективных способов оспорить штраф нет. Если у водителя не имеется такого доказательства невиновности, то результат обжалования штрафа будет зависеть от качества составления жалобы и внутреннего убеждения судьи.
Жалоба на постановление ГИБДД
Жалобы лиц, которым назначен штраф по ст.12.6 рассматривает ГИБДД. Также автовладелец может подать жалобу непосредственно в районный суд по месту рассмотрения дела. Для большинства ситуаций, рекомендуется жалобу направить сразу в суд. Госпошлину за подачу жалобы платить не требуется. Срок для подачи жалобы определен в десять суток со дня вручения или получения копии постановления.
При рассмотрении жалобы судья на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления о наложении штрафа. Заслушиваются объяснения автора жалобы, показания инспекторов ДПС, исследуются прочие доказательства.
Результат рассмотрения жалобы, как и отмена штрафа, зависит от внутреннего убеждения судьи.
Актуальная судебная практика
Невозможно предоставить единый образец жалобы, который бы подходил под любую ситуацию. Основания для жалобы у каждого автовладельца свои и зависят от ряда факторов:
- фактической ситуации;
- когда и кем было зафиксировано нарушение;
- как оно оформлено;
- какие есть доказательства вины водителя.
Именно поэтому я решил подготовить для вас небольшой архив с актуальной судебной практикой. В архиве содержится 100 судебных актов по результатам рассмотрения жалоб автовладельцев о несогласии со штрафом. Предлагаемый мною архив с судебной практикой станет хорошим подспорьем при самостоятельной подготовке вами жалобы.
Архив платный. Цена символическая = 150 руб. Оплатить его вы можете банковской картой.
Вот и всё на сегодня. Надеюсь, моя публикация будет для вас полезной.