Оценка арестованного имущества

Оценка арестованного имущества должника — это один из ключевых этапов в процессе обращения взыскания на его активы. Она служит необходимой основой для последующей реализации имущества.

Очевидно, что без оценки невозможно ни реализовать арестованное имущество, ни передать его взыскателю в счёт погашения задолженности.

В данной статье мы рассмотрим, кто осуществляет оценку арестованного имущества должника, какие существуют правила оценки и можно ли оспорить результаты.

Содержание статьи:

Исполнительное производство, связанное с взысканием задолженности по обязательственным требованиям, имеет своей целью обеспечить получение взыскателем денежных средств.

Однако, если у должника отсутствуют средства на банковских счетах, судебный исполнитель вынужден обратиться к продаже имущества должника, чтобы выручить деньги и погасить задолженность.

Чтобы продать имущество, необходимо знать его цену. Оценка в исполнительном производстве служит инструментом для определения начальной продажной цены, то есть, той суммы, по которой арестованное имущество будет выставлено на торги.

Оценка приставом арестованного имущества

Кто осуществляет оценку в исполнительном производстве?

ч.1 ст.85 ФЗ Об исполнительном производстве

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом согласно

ст. 3 ФЗ Об оценочной деятельности

под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
— объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
— платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Цена арестованного имущества в рамках исполнительного производства не может быть такой же, как если бы собственник продавал его добровольно.

Это связано с несколькими факторами:

  1. принудительный характер продажи;
  2. ограниченные сроки для реализации;
  3. низкая привлекательность такого имущества на рынке.

Оценка арестованного имущества может осуществляться судебным приставом-исполнителем как самостоятельно, так и с обязательным привлечением оценщика.

Для судебных исполнителей разработаны и приняты ФССП России методические рекомендации по оценке арестованного имущества. В них сказано, что если предварительная оценка стоимости имущества должника не превышает 30 тысяч рублей, судебный пристав-исполнитель имеет право провести оценку самостоятельно, без привлечения оценщика. В таком случае стоимость имущества определяется судебным приставом-исполнителем с учетом рыночных цен на аналогичные товары, сложившихся в регионе.1

Для поиска подходящего объекта-аналога можно воспользоваться общедоступными источниками информации, включая данные Федеральной службы государственной статистики, торговых домов и бирж о результатах реализации арестованного имущества, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Оценка арестованного имущества оценщиком

Передача на оценку арестованного имущества предусмотрена частью 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве. Здесь сразу оговорюсь, что субъектом оценки в любом случае является судебный пристав-исполнитель, а не оценщик. Оценщик лишь привлекается приставом для выяснения стоимости объекта оценки.

Оценщик, как и хранитель, определяется службой судебных исполнителей на основании конкурса. С оценщиком заключается рамочный договор на год, и судебный исполнитель работает с ним на основании заявок.

Необходимость привлечения судебным исполнителем специалиста-оценщика и передача на оценку арестованного имущества может быть обусловлена двумя факторами:

1. Специфические характеристики имущества. Оценщик привлекается для оценки следующих видов арестованного имущества:

  • недвижимого имущества;
  • ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  • драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
  • предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 тысяч рублей.

2. Несогласие сторон исполнительного производства с оценкой имущества, проведенной судебным приставом-исполнителем.

Если судебный пристав-исполнитель привлекает специалиста для оценки имущества должника, на которое обращается взыскание, этот специалист должен соответствовать требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Порядок оценки арестованного имущества  в случае обязательного участия оценщика регламентируется частью 4 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

1. Судебный пристав-исполнитель указывает примерную стоимость вещи или имущественного права в акте (описи имущества) и делает пометку о предварительном характере оценки.

2. Судебный пристав-исполнитель назначает специалиста из числа оценщиков, отобранных в установленном порядке. В течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) судебный пристав-исполнитель выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве. В этом постановлении, помимо требований, установленных статьей 14 ФЗ Об исполнительном производстве, указываются:

  • сведения о лице, привлеченном для определения стоимости арестованного имущества;
  • отметка о предупреждении специалиста об установленной законодательством ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения.

Ни законодательство об оценочной деятельности, ни законодательство об исполнительном производстве не определяют конкретные сроки, в которые должна быть проведена оценка арестованного имущества должника.

Однако, если посмотреть методические рекомендации по оценке арестованного имущества (п.3.5), оценщик, получив постановление об участии в исполнительном производстве, должен провести оценку арестованного имущества в срок не более 10 календарных дней. Отсчет начинается с момента получения всех необходимых документов и сведений, а в случае необходимости проведения осмотра — с момента осмотра объекта оценки. Оценщик обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о дате и времени проведения оценки.

Судебный пристав-исполнитель, со своей стороны, обязан предоставить оценщику всю необходимую информацию и документы для проведения оценки. Он также должен содействовать в получении оценщиком документации, если это затруднительно, и обеспечить доступ к объектам оценки.

3. Не позднее трех дней с момента получения отчета оценщика, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об оценке арестованного имущества. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении этого постановления. В постановлении также разъясняются порядок и сроки обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете. Копии постановления направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

4. Не позднее трех дней после получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке, судебный пристав-исполнитель обязан направить сторонам копию этого заключения.

Должен ли оценщик осматривать вещь во время оценки? И имеет ли он право на дисконт? 

Оценщик, занимающийся оценкой недвижимости, должен лично посетить объект и осмотреть его. Однако на практике часто бывает, что он отправляет своего помощника, который делает фотографии, а затем включает их в отчет об оценке арестованного имущества. Хотя сам оценщик не видел вещь, это не всегда снимает все вопросы.

Осмотр имущества является важным этапом в процессе оценки, так как может выявить специфические особенности, которые влияют на его стоимость. Поэтому я считаю, что оценщик должен лично осмотреть имущество. Достоверная оценка возможна только после того, как специалист осмотрит арестованное имущество. Если он этого не сделает, оценка может оказаться недостоверной, что приведет к спорам.

Вопрос о дисконте является более сложным. Должна ли начальная продажная цена имущества на публичных торгах в исполнительном производстве быть рыночной? Это вызывает большие сомнения, так как речь идёт о начальной цене для торгов, а дальше уже будут происходить торги.

Возможно ли представить себе торги, где цена будет выше рыночной? Это кажется абсурдным. Поэтому на основе здравого смысла можно сделать вывод, что начальная продажная цена должна быть на несколько процентов ниже рыночной, чтобы стимулировать торг и повышать цену.

Если вам нужен автомобиль, квартира или другая вещь, которую вы хотите купить, то вы можете пойти в магазин или на торги. Скорее всего, люди предпочтут магазины и салоны, а не торги. Торги могут быть привлекательны только низкими ценами. Именно так этот институт функционирует и устроен во всём мире.

Поскольку торги привлекательны низкими ценами, начальная продажная цена не может быть равной рыночной. Она всегда ниже. И победитель торгов в исполнительном производстве также рассчитывает купить не по рыночной цене, а чуть-чуть ниже.

Поэтому оценка арестованного имущества в исполнительном производстве, с точки зрения здравого смысла и сути этого института, должна сопровождаться дисконтом при определении начальной продажной цены.

В части 1 статье 85 Закона об исполнительном производстве сказано, что оценка производится по рыночным ценам. Однако в Законе об оценочной деятельности, в статье 3, даются определения основных понятий, среди которых есть понятие ликвидационной стоимости.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, которая отражает наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть продан на публичных торгах.

Так вот, ликвидационная стоимость обычно на 20–25% ниже рыночной. Например, если с торгов продается квартира, средняя рыночная цена которой составляет 10 миллионов, то ликвидационная стоимость должна быть около 8 миллионов, возможно, 7,5 или 8,5. Если же выставить квартиру на продажу по цене 10 миллионов, никто не придет на публичные торги, а обратится к посредникам, которые купят квартиру без участия в торгах.

На практике разница между ликвидационной и рыночной стоимостью в Законе об исполнительном производстве четко не определена. Полагаю, что в законе об исполнительном производстве следовало бы сделать оговорку о том, что арестованное имущество должно выставляться на торги не по рыночной, а по ликвидационной стоимости, и тогда всё будет в порядке. Однако, к сожалению, этого не сделано, и судебные исполнители и оценщики знают об этой проблеме. Решение заключается в следующем.

Цена формируется на основе спроса и предложения. Оценщик всегда устанавливает примерную стоимость, по которой вещь может быть приобретена. Когда он осматривает квартиру, он знает, что риелторы предлагают её за 10 миллионов. Но здесь речь идёт не о риелторе, а о торгах, поэтому оценщик в своём отчете об оценке арестованного имущества указывает более низкую цену — 8 миллионов, снижая рыночную цену на 20%. Однако он обосновывает это и называет эту цену рыночной ценой для публичных торгов.

Вместо того, чтобы прямо написать, что это ликвидационная стоимость, оценщик, зная все сложности законодательства, пишет в отчёте, что это рыночная цена, но для торгов. А поскольку она предназначена для торгов, то ниже той суммы, которая предлагается на рынке.

Опытный судебный исполнитель может осознавать, что оценка арестованного имущества может быть как завышенной, так и заниженной. Однако, если оценка проводится с участием оценщика, то судебный исполнитель вынужден следовать той сумме, которую указал оценщик в своем отчете.

Подытоживая информацию в указанном разделе статьи, ещё раз напомню как происходит процесс оценки арестованного имущества с участием оценщика. Судебный исполнитель обращается к оценщику, который, осмотрев имущество, составляет отчет об оценке арестованного имущества. Этот отчет направляется судебному исполнителю.

На основе отчета об оценке судебный исполнитель принимает постановление об оценке арестованного имущества. Это постановление направляется как взыскателю, так и должнику. Таким образом, стороны исполнительного производства узнают о сумме, которую назвал оценщик, из постановления судебного исполнителя.

Иногда для сторон, особенно для должника, крайне важно, как оценщик оценит арестованное имущество. Поэтому должник может сам посещать судебного исполнителя, например, раз в неделю, чтобы ознакомиться с материалами исполнительного производства и дождаться отчета оценщика.

В таком случае, должник, вероятно, узнает о сумме непосредственно из отчета оценщика. Однако если должник не проявляет активности, то единственный документ, который он получает, — это постановление пристава об оценке арестованного имущества.

Оспаривание оценки арестованного имущества

Оценка арестованного имущества часто становится предметом споров. Часто взыскатели и должники выражают своё несогласие с оценкой арестованного имущества.

Сложно сформулировать общее правило, по которому можно было бы однозначно определить причины оспорить оценку арестованного имущества. Иногда взыскатели считают, что сумма оценки завышена, и торги могут не состояться. Это может быть неприятной ситуацией для них, так как в таком случае начальная продажная цена будет снижена на 15%, и если торги не состоятся повторно, имущество могут предложить оставить взыскателю. Не все взыскатели готовы к такому развитию событий, поэтому они часто пытаются оспорить оспорить оценку арестованного имущества по основанию завышения оценщиком цены имущества.

С другой стороны, должники также могут быть недовольны завышенной ценой. Они заинтересованы в погашении долга и хотят, чтобы торги состоялись. Однако если цена окажется завышенной, то торги снова не состоятся, и непонятно, что будет дальше. Должники также часто возражают против заниженных цен, особенно если они считают, что продажа с публичных торгов не сможет полностью погасить задолженность.

В любом случае, и взыскатели, и должники могут быть не согласны с результатами оценки и иметь свои интересы в оспаривании этих результатов.

В рамках исполнительного производства существует очень короткий срок для оспаривания результатов оценки арестованного имущества— всего 10 дней с момента, когда сторона должна была узнать о ней. Это значит, что и взыскателю, и должнику важно проявлять активный интерес к процессу оценки, интересоваться, какую сумму указал оценщик, и не принял ли судебный исполнитель постановление об оценке арестованного имущества. Крайне важно не пропустить этот короткий срок.

Что оспаривать? В процессе оценки участвуют два документа: отчет об оценке арестованного имущества, подготовленный оценщиком, и постановление судебного исполнителя. Несмотря на то, что постановление об оценке арестованного имущества является финальным документом, оно не может повлиять на работу оценщика и должно соответствовать величине, указанной в отчёте. То есть, в постановлении пристава не должно быть никаких признаков незаконности.

С одной стороны, именно постановление об оценке арестованного имущества становится финальным актом оценки, и стороны получают его в качестве итогового документа. Поэтому кажется логичным оспаривать именно постановление. Однако против такой позиции есть весомый аргумент: постановление об оценке арестованного имущества
оспаривается по правилам ненормативного правового акта. А когда суд рассматривает такие дела, он должен установить, в чём именно заключается незаконность акта, какие действия органа власти были неправильными.

Но в данном случае судебный исполнитель не занимался самостоятельной оценкой, поэтому упрекнуть его в каких-либо незаконных действиях невозможно. Поэтому, если оспаривать постановление об оценке арестованного имущества как финальный акт, остаётся только признать, что судебный исполнитель несёт ответственность за достоверность оценки, хотя он её и не проводил.

Оценку проводит профессиональный оценщик, и отчёт об оценке является результатом его деятельности. Поскольку отчёт об оценке является результатом работы оценщика, появляется основание для его оспаривания. Например, если оценщик использовал неправильные методики, и суммы в отчёте оказались завышенными или заниженными, это может служить основанием для оспаривания.

Оспаривание результатов оценки арестованного имущества регламентируется

п.50 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50

Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).

То есть, если сторона хочет оспаривать отчет оценщика — пожалуйста. Если сторона хочет оспаривать постановление судебного исполнителя — тоже пожалуйста.

При оспаривании отчета оценщика судебный исполнитель должен участвовать в деле в качестве третьего лица. Если же оспаривается постановление судебного исполнителя, то оценщик, напротив, выступает в качестве третьего лица.

Если суд установит, что постановление судебного исполнителя незаконно, поскольку отчет оценщика содержит неверные сведения, то последний автоматически становится недействительным. В случае же, когда суд признает недействительным отчет оценщика, судебный исполнитель обязан отменить свое постановление об оценке арестованного имущества на основании судебного акта.

Также Постановление Пленума ВС закрепило важно правило, согласно которому

п.50 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50

В резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве.

Однако для того, чтобы это правило безупречно работало на практике, заинтересованному лицу (как правило, взыскателю) необходимо предпринять определенные действия. Поскольку суд не является профессионалом в области оценки, оспаривание оценки арестованного имущества в суде потребует проведение экспертизы.

В арбитражном процессе для проведения экспертизы необходимо подать соответствующее ходатайство. В гражданском процессе решение о назначении экспертизы принимает сам суд.

Однако стоит учитывать, что судья первой инстанции, как правило, утомлен и перегружен, поэтому при оспаривании оценки арестованного имущества в суде заинтересованным лицам следует активно ходатайствовать о назначении экспертизы. Не стоит полагаться на то, что суд сам предложит провести экспертизу. Если же суд сам инициирует проведение экспертизы, это предложение следует всячески поддерживать.

Чтобы указать начальную продажную цену имущества в резолютивной части судебного решения, необходимо провести судебную экспертизу в самом суде. Для этого требуется ходатайство или согласие стороны, участвующей в деле. Без судебной экспертизы суд, как правило, не может определить начальную продажную цену имущества.

В случае отказа стороны от экспертизы или отсутствия соответствующего ходатайства оспаривание оценки арестованного имущества в суде не получится сделать, поскольку суд не сможет установить начальную продажную цену. Я бы тут порекомендовал следующее:

если не согласны с результатами оценки, сформулируйте требование следующим образом: признать постановление судебного исполнителя об оценке недействительным, признать отчет оценщика недействительным и определить начальную продажную цену имущества.

Ответчиками по этому делу будут судебный исполнитель и оценщик. В рамках этого дела необходимо заявить ходатайство о проведении экспертизы. Если у вас есть возможность изучить отчет об оценке арестованного имущества и вы видите в нем ошибки, в заявлении следует указать на нарушения, допущенные оценщиком. Также можно провести оценку у другого оценщика и приложить ее к жалобе в качестве письменного доказательства. Однако, несмотря на наличие письменного доказательства с другой ценой, всё равно потребуется судебная экспертиза, поскольку суд не очень доверяет внесудебным экспертизам. Он хочет провести экспертизу самостоятельно, под своим контролем, и назначить эксперта, выбранного судом.

Конечно, решение об оспаривании результатов оценки, когда мы смешиваем исковое производство и производство по оспариванию ненормативных правовых актов, теоретически может выглядеть не очень красиво, но по существу это эффективный механизм, единственный для оспаривания оценки в современном процессе. И, как я полагаю, нет никакой проблемы в нарушении строгой теории процесса.

Поскольку я предлагаю объединять требования об оспаривании постановления об оценке арестованного имущества и отчета оценщика, то по общим правилам процесса будет определяться подведомственность и подсудность.

Суд, выдавший исполнительный лист,  компетентен рассматривать споры, возникающие в связи с исполнительным производством. Если спор связан с исполнением решения суда общей юрисдикции, заявление будет рассматриваться в суде общей юрисдикции. Если же спор касается исполнения решения арбитражного суда, то он будет рассматриваться в арбитражном суде.

Поскольку жалоба подается не только на постановление об оценке арестованного имущества, но и на отчет об оценке арестованного имущества, дело будет рассматриваться по правилам либо ГПК в суде общей юрисдикции, либо АПК в арбитражном суде, то есть в любом случае мы выходим за рамки кодекса об административном судопроизводстве.

Источники:

  1. п.2.1 Методических рекомендаций по организации работы по оценке арестованного имущества, утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-9
Есть вопрос, нужна помощь?
Оставьте Ваш номер WhatsApp в форме ниже, и я свяжусь с Вами

    Либо отправьте мне сообщение через Вацап или в Телеграмм по номеру ниже
    Навигация