Доброго дня, уважаемые читатели моего блога. С вами Евгений Волков, Эта моя первая статья на блоге, и я надеюсь вы получите от неё полезный выхлоп.

01-1Рассматривать сегодня будем основания для остановки транспортного средства.

Понимаю, что многие из вас уже знают содержание пункта 63 Административного Регламента, утвержденного Приказом МВД от 2 марта 2009 г. N 185. (о его содержании — чуть позже).

Думаете, я не скажу ничего нового? Ошибаетесь.

Потому что старина Евгений систематизировал для вас всю имеющуюся информацию про основания для остановки транспортного средства.

Я подготовил для вас полный расклад по затронутому в этой статье вопросу, с учетом своей собственной практики, наблюдений и опыта взаимоотношений с сотрудниками ГИБДД. В этой статье:

Данную статью я хотел бы адресовать, прежде всего, всем тем, кто любит перед инспектором ДПС растопырить пальцы, «покачать права» и блеснуть знаниями ведомственной нормативной документации.

Между тем, для обычных уравновешенных водителей, понимающих, что понты перед ИДПС, — это детский сад ясельной группы, информация также будет весьма полезна, так сказать, для развития собственного кругозора.

Первое, в чем считаю необходимым разобраться, упоминая про основания для остановки транспортного средства — это

Нормативное регулирование вопроса

На многих сайтах авто-правовой тематики, кроме как цитирования вышеупомянутого мною пункта Административного регламента, больше ничего и не найти.

Это ж как надо относится к своим читателям, чтобы не разобравшись в вопросе, давать какие-то советы водителям — где прав инспектор, а где не прав, что он должен, сделать, а что не должен и т.п.

А потом вот такие люди, поначитавшись этой весьма скудной и однобокой информации, частенько начинают думать, что сотрудники ДПС их могут остановить не иначе как на стационарном посту, представиться и четко, внятно назвать основания для остановки транспортного средства.

Причем, некоторые вообще полагают, что останавливать транспортное средство сотрудники ДПС могут только полосатым жезлом.

Итак, запоминайте: на сегодняшний день нормативное регулирование вопроса про основания для остановки транспортного средства составляют:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»;
2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090;
3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Ошибки рядовых водителей, особенно любящих покачать права, начинаются именно отсюда — с неправильного понимания, что обязан делать водитель, а что обязан или не обязан делать инспектор ДПС, чем должен руководствоваться водитель, а чем должен руководствоваться инспектор. Отсюда, возможная нервотрепка для водителя с привкусом последующей экзекуции.

Понятно, что если ты юрист и в своё время изучал основу основ юриспруденции, а именно, теорию государства и права, то ошибок ты допустить тут не должен, однако несмотря на то, что ВУЗы до сих пор продолжают штамповать молодых юристов пачками, количество водителей, понимающих, что кроме пресловутого Административного регламента, есть еще и ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения, больше не становится.

Напротив, большинство водителей, прочитав однажды на каком-нибудь автомобильном сайте статью какого-нибудь новоиспеченного водятла-правозащитника про то, что, например, останавливать водителя для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством инспектор ДПС может только на стационарном посту (об этом ведь четко написано в п.63 Административного регламента, не так ли?) будут потом страдать за своё невежество, пытаясь указать инспектору ДПС на то, что тот нарушает требования Административного регламента.

Скорее всего, до того как вам попалась на глаза моя статья, вы тоже так считали? Если так, то значит это статья на многое откроет вам глаза. По крайней мере, после прочтения моей статьи вы обретёте мудрость.

Мудрость — это состояние, когда ваша задница успокоилась и уже ничего не ищет.

Что ж, обретение мудрости не возможно, до тех пор пока не разберёмся в иерархии указанных трех нормативных документов. Если по бытовому, то вопрос нужно поставить так — какой документ из трех вышеперечисленнных «главнее» и каким документом должен руководствоваться водитель, решая для себя вопрос были ли у инспектора ДПС основания для остановки транспортного средства?

Итак, во-первых, мы имеем ФЗ «О полиции». Что такое закон вообще? Из теории права вытекает следующее определение закона

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выражаю­щий государственную волю по ключевым вопросам регулирова­ния общественной и государственной жизни.

Поясняю, законы являются актами высшей юридической силы по отношению к любым другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1. Конституция;
2. Федеральные конституционные законы;
3. Федеральные законы;
4. Законы субъектов федерации;

Во-вторых, мы имеем, два подзаконных нормативных акта — Приказ МВД и Постановление Правительства, которым утверждены Правила дорожного движения.

Опять таки, исходя из определения, данного в теории права,

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний.

Специально для вашего понимания я укажу виды общефедеральных подзаконных нормативных правовых актов и расположу их в порядке убывания юридической силы:

Общефедеральные акты:

1. Указы Президента;
2. Распоряжения Президента;
3. Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:
3.1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;
3.2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;
3.3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;

Таким образом, наши с вами три нормативных акта, согласно иерархии, указанной в теории права в порядке убывания юридической силы должны расположиться следующим образом:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»
2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090.
3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента ...».

Теперь давайте посмотрим, какие пункты, статьи в каждом из указанных нормативных актов относятся к рассмотрению вопроса про основания для остановки транспортного средства.

ФЗ О полиции

Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения,

Постановление Правительства РФ О правилах дорожного движения

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

И наконец,

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012)

2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:

2.1. Организовать изучение и выполнение требований Административного регламента с принятием до 1 сентября 2009 года сотрудниками, исполняющими данную государственную функцию,


Административный регламент (Приложение к Приказу МВД России от 02.03.2009 N 185

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
— выполнение распорядительно-регулировочных действий;
— необходимость использования транспортного средства;
— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Итак. Если бы я писал эту статью для юристов, то на этом можно было бы поставить точку. Так как юристу (именно настоящему юристу, а не челу, кое-как отсидевшему на лекциях в институте и получившему диплом о юридическом образовании, но при этом не знающему основы основ юриспруденции) становится всё понятным.

Однако, поскольку основная аудитория моего блога не только юристы, то продолжим поиски истины.

Вас можно поздравить — во-первых, вы теперь разбираетесь в юридической силе конкретных документов. Во-вторых, автор статьи — практикующий юрист Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru. И, в-третьих, наконец-то у вас перед глазами вся существующая на данный момент нормативная база, регулирующая вопрос про основания для остановки транспортного средства.

До обретения мудрости осталось сделать всего лишь шаг, а именно, смазать шестерёнки своего мозга, чтобы он начал мыслить в правильном направлении.

Ну а масло для смазки вашего мозга я предоставляю вам ниже в этой статье. Итак, из изложенного выше вытекают следующие

Важные выводы

Вывод №1.

1.1. действие федерального закона «О полиции» распространяется на всех граждан-водителей, и на сотрудников ГИБДД. Указанный закон регулирует:

а) права и обязанности сотрудников полиции, в том числе права и обязанности инспекторов ДПС, так как они тоже являются сотрудниками полиции. Права полиции — см. статью 13 ФЗ «О полиции». Обязанности сотрудников полиции перечислены в статье 12 ФЗ «О полиции».
б) права и обязанности водителей. Например, право обжаловать незаконные действия сотрудника полиции закреплено в ст. 53 ФЗ «О полиции», обязанность водителя остановить транспортное средство вытекает из ст.13 ФЗ «О полиции», которую я уже цитировал в настоящей статье чуть выше.

Требования указанного федерального закона обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.2 Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090 распространяет своё действие, как на водителей, так и на сотрудников ГИБДД, и при этом устанавливает:

а) обязанности водителей (см. напр. Главу 2 ПДД), но не регламентирует их права по отношению к сотрудникам ГИБДД.
б) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 2.4 ПДД, который уже был процитирован мною ранее), но не регламентирует обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям.

Требования Правил дорожного движения обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента распространяет своё действие исключительно на сотрудников полиции (включая ГИБДД), регламентируя:

а) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. пункт 70 Административного регламента)
б) обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 67 Административного регламента).
в) ни права, ни обязанности водителей указанный документ не регламентирует.

Требования Приказа МВД обязательны для исполнения всеми сотрудниками полиции (включая сотрудников ГИБДД).

Вывод №2.

Учитывая, что документом, имеющим высшую юридическую силу в данной ситуации является ФЗ «О полиции», и он распространяет свое действие на водителей, то водители должны руководствоваться именно им при разрешении всех возникающих вопросов про основания для остановки транспортного средства. А там написано дословно:

Статья 13. Права полиции
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения,

Многие водятлы (по-другому, их назвать сложно), поначитавшись умных статей в интернете, и даже выучивших чуть ли не наизусть некоторые пункты Административного регламента (а зачем спрашивается?), понасмотревшись тупых роликов из ютьюба, где такие же водятлы пытаются учить жизни инспекторов ДПС, начинают крайне болезненно реагировать на остановку автомобиля инспектором ДПС в том случае, если причина остановки транспортного средства, сообщённая инспектором ДПС не совпадет с той, что указана в пункте 63 Административного регламента.

Ребята, вот только не надо обижаться на термин --водятел-- , хорошо? Ничего оскорбительного в этом слове я не вижу и уж тем более я не собираюсь тут в статье кого-то оскорбить и т.п.

Напротив, этот термин я употребляю для того, чтобы вы прочувствовали правильность своего подхода к вашим взаимоотношениям с инспекторами ДПС.

Ну а если, обижаетесь, тогда не читайте больше мой блог, он не для неженок.

Итак, друзья, хотите пройти тест: «Водятел вы или мудрый водитель?». Хорошо, в таком случае вот вам ситуация:

Вас останавливает инспектор дпс, представляется вам:

Вы: Причина остановки?
ИДПС: Проводится операция «Бахус». Ваши документы пожалуйста.

Далее выберите ваш вариант ответа:

а) говорите инспектору: „сначала ваши документы покажите пожалуйста“. Затем убедившись, что перед вами действительно инспектор ДПС, передаете ему документы.
б) говорите инспектору: „проверка документов на право управления транспортным средством осуществляется только на стационарном посту ДПС. Уважаемый, вы похоже не знаете требований пункта 63 Административного регламента“.

В случае, если ваш ответ «А», вы — мудрый водитель, знающий цену себе и своему времени.
В случае, если ваш ответ «Б» вы — или закоренелый водятел или же кандидат в водятлы.

В чём ошибка водятла?

В том, что он:

а) изначально идет на конфликт с инспектором ДПС, пытаясь доказать свое превосходство в этой ситуации. Это уже неправильно, хотя бы потому, что Инспектор ДПС находится на службе и никуда не торопится, по крайней мере до конца смены. Трепля ему нервов водителями — составная часть его работы, за которую он получает бабосики.

А вот водитель может конкретно задержаться на разговоре с инспектором ДПС (в зависимости от последующего поведения инспектора ДПС) или найти приключений на свою задницу.

б) бравируя знаниями, как он считает, нормативного документа, регулирующего отношения между водителем и инспектором ДПС в данной ситуации, водятел сам элементарно не выполняет требований вышестоящих нормативных документов (если смотреть по той иерархии, которую я вам привел в этой статье), и которые применяются в данном случае к водителю, а именно, ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения.

Другими словами, водятел при возникновении вопроса о законности основания для остановки транспортного средства опирается не на существующий закон (ФЗ «О полиции») и подзаконный акт (Правила дорожного движения), а на бумагу (Приказ МВД), к которой водитель не имеет никакого отношения, которая не принимается в суде в качестве обоснования правоты водителя, которая не предоставляет водителю никаких прав, равно как и не освобождает от обязанностей.

Апеллирование водителя к приказу МВД при общении с инспектором ДПС — это «в огороде бузина, в Киеве дядька».

Хочется задать водятлу вопрос: ну и где же в ФЗ «О полиции» и Правилах дорожного движения ты, дорогой, увидел словосочетание «только на стационарных постах»?

По большому счету, инспектор ДПС на ваш вопрос о том, каковы основания для остановки транспортного средства, может просто ответить цитатой из ФЗ «о полиции» (инспекторы ДПС — специально для Вас палю тему🙂 )

«я вас остановил для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения» — и далее просто изложить в свободной форме причину остановки транспортного средства.

Вот вам и законное основание для остановки вашего автомобиля, прописанное в ФЗ «О полиции».

Запомнить водителю надо именно это, а не то о чем пишут на всех сайтах авто-правовой тематики (а пишут о пункте 63 Административного регламента МВД).

И если вы в дальнейшем попытаетесь обжаловать действия ИДПС в связи с тем, что у него якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства, то мои вам соболезнования — вы истинный водятел!

Важно усвоить следующее: водитель не царь, Бог или судья, чтобы учить жизни инспектора ДПС. Требовать от инспектора ДПС исполнения отдельных пунктов каких-либо ведомственных приказов, инструкций и т.п. водитель не может.

На это у инспектора ДПС есть свои начальники и надзирающие органы. Вот скажите мне, вы все приказы и инструкции знаете, которые получил тот ИДПС при заступлении на службу и во время службы (в частности, по рации?). А?

Господа, автовладельцы, уважайте себя. Будьте водителями, а не водятлами.

Считаете, что инспектор не прав, обжалуйте его действия, но это потом, а пока — в момент общения с ИДПС — просто постарайтесь быть мудрыми.

Совет мудрым водителям: при обжаловании каких-либо действий инспекторов гибдд забудьте про такой документ как Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) "Об утверждении Административного регламента.

Ссылки на этот документ в жалобах не действуют, судья их учитывать не должен и не будет, так как, повторюсь, указанный документ ни права, ни обязанности водителей не регламентирует.

9 случаев, когда вас охотно остановит инспектор ДПС

Я думаю, не открою секрета, если скажу, что любой инспектор ДПС, поработавший какое-то время на дороге, без особого напряга вычисляет на дороге автомобили, водителей которых необходимо проверить в первую очередь.

Определяет он это по определенным характерным признакам, о которых большинство водителей даже и не подозревают.

Хотите узнать, что это за признаки? Тогда читаем дальше.

1. ИДПС обязательно остановит автомобиль, который виляет из стороны в сторону, резко тормозит или резко ускоряется, без видимых причин, совершает непонятные манёвры и т.п.

Почему в таком случае автомобиль 100% будет остановлен инспектором ДПС?

Дело в том, что инспектору в голову сразу же придет мысль о том, что водила пьяный или в состоянии наркотического или токсического опьянения, поэтому такого водилу нужно направить на прохождение медицинского освидетельствования.

Иногда подобным образом ведет себя автомобиль, водителю которого стало плохо.

Не будете делать резких движений на дороге, — вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

2. Инспектор ДПС обязательно остановит автомобиль, водитель которого на глазах ИДПС совершил то или иное административное правонарушение.

Не нарушайте ПДД, и вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

3. Если вы, увидев инспектора ДПС, сразу решили перестроиться в левую полосу, то не сомневайтесь — вас могут тормознуть, ибо такой маневр на глазах у ИДПС наводит на мысль, что у водилы либо проблемы с законом либо он по иным причинам пытается избежать встречи с ИДПС.

4. Большая вероятность быть остановленным будет у вас, если вы ведете себя на дороге крайне осторожно. Например, если в городе при разрешенной скорости 60 км/час вы двигаетесь со скоростью 40 км/час, при этом, всех пропускаете, излишне предупредительны на дороге.

Вроде бы и придираться тут не к чему. Едете, не нарушаете ПДД, никому не мешаете.

Но весь прикол в том, что именно так стараются вести себя многие нарушители Правил дорожного движения.

Кто-то забыл дома документы, кто-то вообще водит машину, не имея водительского удостоверения, у кого-то опохмел после вчерашнего.

Поэтому, если вы ведете себя крайне осторожно на дороге, ваши шансы быть остановленным увеличиваются. Двигайтесь в потоке, не выделяйтесь, и всё будет тип-топ.

5. Охотно останавливают инспекторы ДПС грязные машины, если у них не читаются государственные регистрационные знаки. Тут, я думаю, комментарии излишне.

6. Готовьтесь к возможной остановке инспектором ДПС, если ваш автомобиль имеет видимые повреждения: помятое крыло, треснутое лобовое стекло и т.п.

Логика ИДПС проста — не исключено, что водитель такого автомобиля скрылся с места ДТП, чтобы избежать ответственности.

7. Железно будете остановлены инспектором ДПС в случае, если ваш автомобиль по внешним параметрам (марка, модель, цвет, форма кузова и т.п.) похож на автомобиль, числящийся в розыске.

8. Если вы любитель поморгать фарами, чтобы предупредить других водителей о скорой встрече с ИДПС.

Расскажу вам об одном нехитром приеме по ловле водил, любящих поморгать фарами.

Один наряд ДПС располагается на одной стороне дороги, а другой — на противоположной стороне, метров через 200 (расстояние может зависеть от видимости на конкретном участке дороге).

Далее, водитель проехав расположенный на противоположной стороне наряд ГИБДД, начинает моргать фарами водителям встречных транспортных средств — и тут же попадается на этом нарушении наряду, стоящему через какое-то расстояние на его стороне.

Таким образом, два наряда ГИБДД ловят любителей поморгать фарами сразу с обоих направлений (ведь «предупреждают» и те, и другие).

9. Если вы находитесь в буксируемом автомобиле. Не секрет, что таким вот нехитрым способом иногда совершается угон автомобиля, поэтому будьте готовы к возможной остановке и проверке документов.

В заключении отмечу, что на дороге, каждый для себя решает, идти на конфликт с инспектором ДПС (по сути, страдать хернёй) или нет — в ситуациях, когда по мнению водителя, у инспектора ДПС якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства.

Надеюсь, моя статья поможет вам сделать правильный выбор. Удачи в общении с ИДПС.