Добрый день, дамы и господа.

С вами практикующий юрист Евгений Волков, и сегодня я решил рассказать вам про тактические приемы допроса.

Думаю, вам будет интересно почитать информацию от практика, а не из какого-нибудь учебника по криминалистике.

 

 

 

Итак, в этой статье:

Общие требования по тактике

Рекомендую проводить допрос по возможности в отсутствие третьих лиц (то есть, один на один), исключая случаи, когда присутствие иных лиц необходимо в силу закона или целесообразно с учетом обстоятельств дела.

Допрос всегда нужно вести активно и решительно, при этом, вы должны

а) быть объективным, лояльным, внимательным, корректным, вежливым и сдержанным;
б) не допускать грубости, оскорбительных выражений или оскорбительного тона, нетерпеливости, раздражительности, вспыльчивости, пренебрежения к допрашиваемому, высокомерия, самолюбования.

Советую вам всегда серьезно относиться к показаниям допрашиваемого, независимо от кажущейся степени их важности.

Разумеется, все тактические приёмы допроса, о которых я вам расскажу далее, как и любые другие приёмы следственной тактики, должны полностью соответствовать уголовно-процессуальному законодательству РФ.

Вам должно быть известно, что не допустимы тактические приемы допроса, которые:
— основаны на обмане;
— связаны с угрозой, шантажом;
— сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности;
— связаны c понуждением свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний либо эксперта к даче ложного заключения;
— основаны на использовании низменных побуждений (корысти, мести), религиозных чувств, невежества и предрассудков допрашиваемых.

Виды вопросов, задаваемых на допросах

Все вопросы, которые вы будете задавать допрашиваемому, условно можно поделить на несколько групп.

1. Побуждающие вопросы — вызывающие, активизирующие свободный рассказ допрашиваемого;
2. Направляющие вопросы — способствующие освещению вопросов, имеющих значение для дела и пресекающие уклонение от них;
З. Уточняющие вопросы — помогающие более правильно, чётко и ясно изложить сведения, касающиеся того или иного обстоятельства дела;
4. Напоминающие вопросы — ориентирующие на напоминание и учёт известных допрашиваемому фактов, связанных с выясняемыми обстоятельствами;
5. Детализирующие вопросы — содействующие более подробному изложению обстоятельств, составляющих предмет допроса;
6. Сопоставляющие вопросы — имеющие своим назначением сопоставить имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия с целью их объяснения и разрешения.

Недопустимы наводящие и улавливающие вопросы.

Наводящим называется вопрос, косвенно внушающий (подсказывающий) определенный ответ.

Пример: видели ли Вы, как к потерпевшему с ножом в руке подбежал высокий черноволосый мужчина в сером костюме и коричневых ботинках?

Нужно было спросить: не подходил ли (подбегал ли) кто-нибудь к потерпевшему в такой-то момент времени и если да, то кто именно? Если не знаете этого человека, опишите его внешние признаки и признаки имевшихся при нём предметов.

Улавливающим называется вопрос, состоящий из двух частей: акцентирующей и неакцентирующей, и содержащий риск того, что утвердительный ответ на первую часть в любом случае может быть истолкован в смысле утвердительною ответа и на вторую часть.

Вот вам пример: Видели ли Вы, как Иванов садился в автомашину после того, как выбежал из дома потерпевшего?

В этой ситуации, если допрашиваемый не видел, откуда появился Иванов, а видел лишь, как он садился в автомашину, и ответил утвердительно, имея в виду только это обстоятельство и не акцентируя внимания на второй части вопроса, его ответ может быть неверно истолкован в смысле подтверждения того, что Иванов выбежал из дома потерпевшего.

Поэтому следовало спросить: видели ли Вы, как Иванов садился в машину, и если да, откуда он появился, перед тем как сесть в нее?

Как допрашивать, если допрашиваемый не желает давать показания

При затрудненном контакте с допрашиваемым, либо его нежелании давать показания я дам вам следующие свои 8 тактических приемов допроса.

1. Проявляйте подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним.

2. Если допрашиваете потерпевшего, то выразите ему (ей) своё сочувствие, понимание неприятной участи потерпевшего;

3. Проведите беседу на второстепенную, нейтральную тему с целью получения общего представления о допрашиваемом: чертах его характера, в частности силе воображения, отношении к нравственным ценностям, различным литературным героям; подробно допросите о биографических данных, образе его жизни, связях, культурном и профессиональном уровне, круге интересов, увлечениях.

4. Выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытайтесь преодолеть их: растолкуйте доходчиво допрашиваемому, что отказ от показаний просто ухудшает возможности защиты его прав и интересов; вовлечь в диалог, предложив оценить действия следователя и собранные им материалы;

5. Если допрашиваете подозреваемого или обвиняемого, то объясните значение чистосердечного раскаяния, перечислите обстоятельства, которые в соответствии с УК РФ смягчают уголовную ответственность. Предоставьте подозреваемого или обвиняемому возможность ознакомиться с соответствующей статьёй УК РФ; разъясните смысл смягчающих вину обстоятельств; поясните, что их учет- не право, а обязанность суда; не поленитесь привести примеры из практики, показывающие облегчение участи подсудимых в связи с использованием смягчающих обстоятельств;

6. Всегда используйте положительные качества допрашиваемого- принципиальность, смелость, справедливость и другие, не согласующиеся с уклонением от дачи показаний, например, «Почему вы, ценя принципиальность и справедливость, не хотите, чтобы она восторжествовала в данном случае?»

7. Допрашивая свидетеля, указывайте на важность борьбы с преступностью, установления истины, необходимость выполнения гражданского долга путем дачи правдивых показаний;

8. Предъявите доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений:

— по нарастающей силе. Обычно это целесообразно в отношении обвиняемых, совершивших умышленные преступления, а также в отношении любых обвиняемых, упорно избегающих правдивых показаний).

— предъявление в первую очередь самого убедительного доказательства. Целесообразно в случаях, когда по вашему мнению этого достаточно для склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний.

— предъявление всей совокупности имеющихся доказательств. Целесообразно в случаях ее достаточности для доказывания вины.

Признаки неправдивых показаний допрашиваемого

Основания для предположения о неискренности (неправдивости) показаний допрашиваемого вам могут дать следующие 7 признаков.

1. Чрезмерно категорические суждения о всех деталях, выясняемых обстоятельств; крайний автоматизм изложения показаний, лишенный даже намека на какие-либо сомнения и сбивчивость;

2. Неестественно экспансивное обвинение других допрошенных в неискренности, как бы нарочито громкое возмущение их поведением;

3. Слишком подробные и эмоциональные показания об обстоятельствах, не имеющих значения для дела и, судя по определенным данным, не воспринимавшихся допрашиваемым;

4. Умолчание о факте, обстоятельстве, крайне существенном для дела и, судя по некоторым данным, хорошо известном допрашиваемому (например, о знакомстве с определенным лицом, участниках какого-либо события, времени, месте, способе преступления, имуществе, похищенном преступниками, и т.д.);

5. Проговорка о какой-либо детали выясняемого события при утверждении допрашиваемого, что участником этого события он не был и ничего о нем не слышал; ничего не видел и не знает;

6. Неадекватно преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных критический вопрос (касающийся важного обстоятельства расследуемого события), под влиянием которого допрашиваемый переходит в состояние крайнего возбуждения, чрезмерной растерянности.

7.  Внешние проявления чрезмерного внутреннего напряжения: покраснение лица, дрожание рук и ног, «бегающие» глаза, особая бледность, потливость, пересохшие губы, замедленность речи, сбивчивость, частые «заминки», длительные паузы, нередко повторяющиеся вздохи, частое поправление галстука и др.

Однако тут я сделаю небольшое пояснение о том, что перечисленные в этом пункте признаки не являются доказательствами неправдивости допрашиваемого, поскольку могут объясняться иными причинами, в частности, сильным волнением допрашиваемого.

Секреты получения правдивых показаний

Безусловно, любые тактические приемы допроса применяются для того, чтобы получить от допрашиваемого правдивые показания.С целью предотвращения лжи, создания условий для её выявления и склонения допрашиваемого к правдивым показаниям я рекомендую вам придерживаться следующих действий:

1. Обеспечить оптимальные условия для использования доказательств на допросе путем наилучшей последовательности допросов нескольких лиц (раньше допрашиваются обычно те, от кого легче получить правдивые показания, например, кто играл второстепенную роль в совершении преступления; чья вина подтверждается более существенными доказательствами; кто обладает менее сильным характером, характеризуется менее отрицательно и потому может быть быстрее склонен к даче правдивых показаний; кто лучше мог воспринять и воспроизвести какие-либо важные для дела факты; кто может сообщить существенные сведения о личности других людей, подлежащих допросу);

2. Спокойным тоном посоветовать рассказать правду;

3. Начать допрос с выяснения, в первую очередь, обстоятельств, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных;

4. Выяснить сначала вопросы, касающиеся отношений между обвиняемым и свидетелем, а затем получить объяснения по поводу факта, о котором показал свидетель, с целью предотвращения неосновательного заявления обвиняемого о недоброжелательности к нему свидетеля и якобы обусловленной этим ложности его показаний;

5. Выяснить вначале места пребывания обвиняемого (подозреваемого) в период перед совершением преступления или после него с целью предотвращения неосновательного заявления об оставлении следов на месте происшествия в результате пребывания там вне связи с преступлением;

6. Осуществить максимальную детализацию показаний, выяснить путем постановки соответствующих вопросов все подробности обстоятельств, относительно которых даются показания;

7. Получить объяснения в отношении источников, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения, с разъяснением, что согласно закону сообщаемые фактические данные без указания источника осведомленности доказательствами служить не могут.

8. Выяснить условия восприятия определенных событий (освещенность соответствующей территории или помещения, наличие или отсутствие шума, состояние лица в момент восприятия обстоятельств, свойства его памяти, зрения, слуха и т. д.);

9. Предложить допрашиваемому обосновать высказываемые оценочные суждения конкретными фактами (например, если обвиняемый утверждает, что лицо, дающее показания против него, является недобросовестным, наделено отрицательными свойствами и способно на оговор, ему предлагается указать, в чем и когда конкретно выразились отрицательные свойства данного лица);

10. Разъяснить допрашиваемому значение имеющихся в деле доказательств;

11. Продемонстрировать какой-либо объект без специального обращения на него внимания допрашиваемого (вещественное доказательство перед допросом укладывается на видное место);

12. Сделать предостережение о том, что ложные показания причинят вред, лишат возможности эффективно защищаться‚ воспрепятствуют установлению истины, затянут расследование и связанные с этим душевные переживания;

13. Объяснить обвиняемому, чья вина несомненна, что наказание заслужено им и его реализация была бы актом справедливости; сослаться на лиц, отбывших наказание и заслуживших последующим примерным поведением уважение;

14. Использовать негативные моменты в характеристике допрашиваемого — огласить факты, порочащие обвиняемого, другому обвиняемому или свидетелю, под влиянием которых последний может дать изобличающие показания (прием должен применяться весьма осторожно, при наличии уверенности, что он не приведет к нежелательным эксцессам, в частности, к оговору,самооговору, не причинит значительную психическую травму);

15. Попытаться вызвать так называемую проговорку, т. е. сообщение допрашиваемого об обстоятельстве, имевшемся на месте происшествия в момент преступления, при наличии предшествующего показания, что допрашиваемый был на месте происшествия в другое время;

16. Продемонстрировать обвиняемому возможность объективного установления истины (показ соответствующего поискового прибора; перечисление вопросов, которые могут быть решены посредством экспертизы с одновременным указанием на признаки потенциальных объектов экспертизы (документов и др.)‚ исследованием которых можно решить соответствующие вопросы);

17. Создать преувеличенное представление у допрашиваемого о степени вашей осведомленности относительно расследуемого преступления и имеющихся доказательствах (выражение осведомленности в неопределенной форме; использование в разговоре малоизвестных сведений о жизни допрашиваемого; косвенная демонстрация какого-либо предмета, внешне одинакового с вещественным доказательством, которое, как полагал обвиняемый, не найдено следователем и т. д.);

18. Предоставить допрашиваемому возможность до конца изложить ложные показания с тем, чтобы затем использовать их для изобличения давшего их лица;

19. Выявить противоречия в показаниях допрашиваемого, несоответствие их показаниям иных лиц, имеющихся в деле, данным или общеизвестным истинам и обратить на них внимание допрашиваемого;

20. Огласить ранее данные показания допрашиваемого, существенно противоречащие вновь даваемым;

21. Пресечь ложь, сославшись на опровергающие ее факты;

22. Выяснить причины дачи ложных показаний и преодолеть их внушением допрашиваемому мысли о необходимости побороть чувство боязни мести со стороны обвиняемого; заверить допрашиваемого в его безопасности;

23. Использовать фактор внезапности (неожиданности) — в постановке критического вопроса, предъявлении доказательства;

24. Провести повторный допрос для получения детальных показаний по тем же обстоятельствам; последовательно предъявить доказательства на нескольких допросах (в случаях; когда одни доказательства целесообразно предъявить на одном допросе, а другие — на последующих.

25. Осуществить ведение допроса двумя лицами; одно из которых стремится несколько обострить, а другое смягчить допрос;

26. Описать допрашиваемому обвиняемому картину преступления (здесь от вас требуется осторожность и основательная осведомленность о деталях расследуемого события).

С целью предотвращения лжи и склонения допрашиваемого к правдивым показаниям, можете применить некоторые из приемов, которые я вам рекомендовал для случаев затрудненного контакта с допрашиваемым и его нежелания давать показания

Используя различные тактические приемы допроса, для наиболее  полного  выяснения  обстоятельств уголовного дела я рекомендую вам ставить вопросы в наилучшей, логической последовательности.

Чаще всего, по своему опыту знаю, что целесообразна последовательность «от общего к частному».
Вначале задается общий вопрос о том, что известно допрашиваемому по данному делу, после чего вопросы, касающиеся отдельных обстоятельств.

При одинаковой значимости выясняемых событий вначале задавайте допрашиваемому вопросы, касающиеся более ранних из них.

По тактическим соображениям может быть оправдана постановка в первую очередь вопросов, касающихся второстепенных обстоятельств. хорошо известных вам.

Если вы хотите помочь допрашиваемому лицу припомнить забытое и уточнить показания, то тогда используйте следующие тактические приёмы допроса:

1. Выясните, твердо ли уверен допрашиваемый в том, что определенное обстоятельство имело место, или сомневается в этом; если уверен или сомневается, то почему.

2. Предложите увязать обстоятельство, интересующее вас, с каким-либо легко запоминающимся событием, фактом: праздником, проводами родственника, друга, приятеля в армию, какой-либо неприятностью на работе, в семье, знакомством или разрывом отношений с кем-либо и т. д. и припомнить его детали, в частности действия, мысли, чувства в момент выясняемого события (это так называемое воспоминание по ассоциации).

3. Предоставьте допрашиваемому возможность обозреть какие-либо объекты, способные оживить ассоциативные связи, и вспомнить забытое (место происшествия, письменные документы, вещественное доказательства по данному уголовному делу, определенное лицо).

4. Перечислите различные фамилии, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию.

Мои советы о том, как проверять алиби

Чтобы проверить алиби допрашиваемого лица, рекомендую вам придерживаться следующих тактических приемов допроса, а именно: самым детальным образом устанавливайте обстоятельства, связанные с алиби, выясняйте, где конкретно находился заявивший об алиби в момент преступления,с кем и с какими целями туда прибыл; с кем, как и в связи с чем там общался; кому говорил о намерении там побывать или о нахождении там постфактум; когда направился в соответствующее место, каким способом прибыл и убыл, сколько времени там находился; какие события в то время произошли в соответствующем месте; какая там была погода и т.д.).

Затем, выясняете обстоятельства каких-либо дней, предшествовавших расследуемому событию или последовавших за ним, а в случае неспособности их припоминания спросить, почему хорошо запомнились обстоятельства того дня, когда произошло расследуемое событие.

Не забываем при проверке алиби детально допросить лиц, названных обвиняемым (подозреваемым) и могущих подтвердить или опровергнуть алиби, по вопросам о том, где, в связи с чем эти лица находились в интересующий следователя момент времени, чем занимались в то время, кто это может подтвердить.

По мере необходимости проводите повторный, детальный допрос обвиняемого (подозреваемого) с изменением последовательности в изложении фактов.

Вот и всё, для профессионала тут ничего сложного нет.

Если есть признаки самооговора

При наличии данных о самооговоре я советую вам скрупулезно проанализировать показания с признанием вины, обращая особое внимание на: неправдоподобные детали, противоречия, совпадение утверждений допрашиваемого со слухами, циркулирующими в данной местности и не соответствующими материалам дела, форму изложения показаний.

Проведите тщательный анализ протокола допроса (протоколов допросов) лица, которое согласно вашим предположениям допустило самооговор, с целью проверки, нет ли в показаниях признаков, характерных для самооговора (чрезмерное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах; слишком общий характер, схематичность показаний; обилие противоречий между показаниями, в том числе данных на разных допросах.

Изучите материалы дела и дополнительные материалы, содержащие данные о личности допрашиваемого (личный листок по учету кадров, характеристики с места работы и местожительства, трудовая книжка, личные записи (например, в дневнике); частная корреспонденция, отзывы родственников, сослуживцев, друзей, знакомых, заключения по результатам судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы; авто статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru объяснения тех или иных участников допроса, на котором допрошенный признал свою вину, относительно воздействий, оказывавшихся на допрашиваемого, и о его состоянии в тот момент.

При изучении не забывайте учитывать волевые качества допрашиваемого, его темперамент, внушаемость, смелость или трусость.

Далее, проводите повторный допрос (допросы) с соблюдением иной последовательности выяснения обстоятельств дела по сравнению с той, которая соблюдалась на допросе, на котором допрашиваемый признал свою вину (это мешает воспроизведению стереотипа показаний, избираемого лицом, допускающим самооговор).

Если допрошенный вами чел сам впоследствии заявляет о самооговоре, то выясняйте у этого балбеса:

— что явилось причиной самооговора (намерение взять на себя ответственность соучастников преступления, желание самопожертвования, незаконное воздействие, оказанное следователем, и т.д.);
— кем, где и когда было допущено незаконное воздействие, если таковое имело место;
— чем объективно может быть подтверждено заявление о самооговоре.

Если свидетель лжёт на допросе

Если в вашем распоряжении есть данные или информация, позволяющие предполагать лжесвидетельство, то в таком случае используем следующие тактические приёмы допроса:

1. Тщательно анализируем показания свидетеля, обращая внимание на: противоречия, признаки, характерные для лжесвидетельства‚ в частности многословие в изложении несущественных обстоятельств и слишком общее, схематичное освещение наиболее важных фактов; настойчивое, назойливое заверение в своей беспристрастности и незаинтересованности в деле;

2. Изучив материалы дела и дополнительные материалы, характеризующие свидетеля, и получив по возможности данные о воздействиях, которые на него оказывались лицами, заинтересованными в исходе дела, проводим повторный допрос свидетеля, на котором пытаемся выявить в сопоставляемых показаниях признаки, характерные для дачи заведомо ложных показаний (необычно полное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах; схематичность показаний; слишком жесткое совпадение последовательности освещения тех или иных обстоятельств; расхождение в различных деталях, освещаемых на разных допросах);

Затем детализацией показаний устанавливаем источники сообщаемых допрашиваемым сведений, в частности, лиц, которые могут их подтвердить.

Попутно выясняем причины имевших место изменений показаний.

По мере необходимости можете прибегать к ускорению темпа допроса с постановкой уточняющих вопросов и неожиданной постановкой среди второстепенных вопросов главных -(критических)‚ а также к замедлению допроса с целью выяснения деталей наиболее существенных обстоятельств.

В необходимых случаях изменяйте последовательность в выяснении каких-либо важных фактов по сравнению с ранее имевшей место.

При заявлении свидетеля о том, что ранее он давал заведомо ложные показания, выяснить обстоятельства, соответствующие действительности, и мотивы, по которым давались ложные показания.

Секреты допроса несовершеннолетних

Для установления более тесного психологического контакта с допрашиваемым и более точной оценки его показаний важно изначально правильно выбрать тактические приемы допроса. Необходимо особенно тщательно выяснить условия жизни и воспитания допрашиваемого.

Поинтересуйтесь у несовершеннолетнего о составе семьи, материальных, в том числе жилищных условиях, бытовым окружением, успеваемостью в учебе, удовлетворенностью учебой, работой, материальными условиями жизни.

Выясните интересы и наклонности, поведение в школе, на работе, дома, по месту жительства, круг друзей, приятелей и знакомых.

Очень важно спокойно разъяснить допрашиваемому важность государственных мер по обеспечению законности, обрисовать задачи расследования, изложить основные положения судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

В ходе допроса с особой подробностью детализируйте показания несовершеннолетнего и проводите их тщательный логический анализ.

Постоянно выясняйте, из каких источников стали известны несовершеннолетнему факты, о которых даются показания.

Для правильной оценки показаний выясняйте, почему несовершеннолетнему запомнилось то, о чем даются показания.

С учетом особенностей психики подростков, их повышенной внушаемости выясните, почему сложилось такое мнение о соответствующих фактах, которые фигурируют в показаниях.

Во многих случаях важно установить, с кем беседовал допрашиваемый по поводу определенных фактов; кто и какие советы давал ему относительно поведения на допросе; кто и какие оценки высказывал относительно интересующих следователя фактов.

Во многих случаях очень полезным оказывается предъявление конкретных предметов для оживления памяти и уточнения даваемых показаний.

Ну что же, на этом, думаю, можно поставить точку.

Теперь вы понимаете что допрос – это не просто беседа по душам, а целая наука со своими фишками и секретами.